Тень III рейха над российскими музеями

   
   

"ВЕРНИТЕ награбленное!" Такие требования отдать "украденные" во время войны у нацистской Германии культурные ценности звучат с Запада все громче и наглее. Позиция однобокая - Россия должна! И все. Может, проанализируем: кто кому должен?

ВОЗВРАТ сокровищ культуры, или реституция, до сих пор остается одной из самых больных тем для России и Германии. Здесь, как в известной задачке про казнь и помилование, где ни поставь запятую, одна из сторон все равно окажется недовольной. Потому что на кону - золото Трои, Бременская (она же Балдинская) коллекция, в которой рисунки Леонардо да Винчи, Тициана, Дюрера, Рембрандта, Библия Гутенберга. Эти картины, рисунки, книги стоят сегодня сотни миллионов долларов.

Чтобы переправить в Россию комод из Янтарной комнаты, был зафрахтован спецсамолет бундесвера

КАК заявляет немецкая сторона, в России до сих пор хранится не менее 250 тыс. вещей, подпадающих под понятие "перемещенные ценности". А из России, по оценкам еще нацистских источников, за годы войны было вывезено около полумиллиона единиц музейных ценностей.

- Несколько лет назад наконец-то были подготовлены к изданию тома сводного каталога культурных ценностей, утраченных в период Второй мировой войны, - рассказывает Юрий Годованец, зам. начальника Управления по сохранению культурных ценностей Росохранкультуры. - Хотя исчерпывающего списка до сих пор нет. Все восстанавливалось по уцелевшим старым записям, сохранившимся документам, порой - по открыткам с видами дворцов.

К счастью, наиболее ценные произведения искусства удалось сохранить. В эвакуацию смогли вывезти весь Эрмитаж, коллекции Третьяковки, Русского музея! Но потери все равно были огромны, а некоторые - невосстановимы: дворцы пригородов Санкт-Петербурга, церкви с уникальными фресками и мозаиками.

Для национального самосознания, по большому счету, все равно, что мы потеряли - картину Поленова или комод ручной работы XVIII века. За годы войны были утрачены целые пласты культурного наследия - выжжены, взорваны, украдены. Неисчислимый урон нанесен самой культурной среде. У нас почти не осталось тех эталонов красоты, на которые равнялись наши прадеды.

В первые месяцы после подписания договора о капитуляции в Германию поехали специалисты - чтобы отобрать и вывезти в СССР то, что могло компенсировать понесенный нашей культурой урон.

- Сталин сформировал такой же штат специалистов, как и ведомство Розенберга в Германии. Эти люди - художники, искусствоведы, реставраторы - сверялись с каталогами и точно знали, что нужно брать, что действительно заслуживает внимания, - рассказывает Савва Ямщиков, академик РАЕН, заслуженный деятель искусств России. - Все ценности вывозились "под пломбу". Никакие маршалы - ни Жуков, ни Конев, ни Рокоссовский - ни одной музейной, подчеркиваю - музейной вещи в свои личные коллекции не вывезли. Максимум, что они могли взять, - это картины из замков, скульптуры, чучела.

Время от времени Россия и Германия совершали широкие жесты, возвращая тот или иной шедевр. Самым дорогим для Германии подарком, естественно, стало решение Хрущева вернуть ГДР сокровища Дрезденской галереи. Искусствоведы, кстати, до сих пор не могут сойтись во мнении: вывезли наши войска Дрезденскую коллекцию или спасли от гибели? Когда руководство наци поняло, что война проиграна, они решили действовать по принципу "ни нам, ни вам". Дрезденская коллекция, по их замыслам, должна была навсегда сгинуть в подземных штольнях. И если бы не советские войска, о "Сикстинской мадонне" остались бы только воспоминания.

На фоне "государственного" возврата "Дрезденки" шел процесс и на более низком уровне. В 1992 г. "неизвестное российское лицо" (как это было записано в документах) подарило немецкому посольству в России 103 работы из Бремена. (Позже выяснилось, что этим "неизвестным лицом" оказался офицер Балакин, который вместе с Балдиным нашел коллекцию рисунков из Бременского Кунстхалле в подвале замка Карнцов и часть найденного оставил себе.) В свою очередь, некий немец принес в посольство России в Германии покров работы XVIII века с гробницы святого Никиты Новгородского из Софийского собора Великого Новгорода. Весил он килограмм 15 - золотое шитье, драгоценные камни. Вернули России и фрагмент мозаики с комодом из Янтарной комнаты - их выкупили у частного владельца и специальным рейсом на самолете бундесвера переправили в Москву. Германия в ответ вновь обрела от Эрмитажа 111 витражей из церкви Святой Марии (Мариенкирхе) во Франкфурте-на-Одере. Но один из слишком широких жестов, который пытался сделать бывший Президент России, так и не состоялся.

- В начале 1990-х, - рассказывает Савва Ямщиков, - на заседании Государственной комиссии по реституции, куда входили опытные юристы, дипломаты, искусствоведы, вдруг какой-то человек из МИДа говорит: "Сейчас в Москве с визитом находится г-н Коль, завтра Ельцин подарит ему Библию Гутенберга - в знак дружбы между нашими народами. Все документы уже подписаны". Хранилась эта Библия в библиотеке МГУ. В мире подобных книг - не более 10 экземпляров, и стоимость каждой по 15-20 млн. долл. К счастью, попытку дарения удалось пресечь.

В процессе переговоров мы определили, что России достаются 10 работ из 363 найденных