В "АиФ" N 6 мы опубликовали данные о нынешнем уровне обеспеченности россиян товарами длительного пользования по сравнению с 1980 г. Сегодня попытаемся выяснить, насколько изменилось качество потребительских товаров, ведь в конечном итоге уровень жизни зависит не только от количества товаров, но и от их качества.
ВО-ПЕРВЫХ, товары длительного пользования, которые сегодня в России раскупаются, в основном импортные и, как правило, более качественные, чем отечественные. Это главным образом японские и корейские телевизоры, радиоприемники, музыкальные центры и автомагнитолы, итальянские и немецкие стиральные машины, пылесосы, холодильники и морозильники и т. д.
Возьмем, к примеру, такой важный показатель уровня жизни, как наличие в семье легкового автомобиля. Если в 1980 г. на 100 семей приходилось 10 авто (заметим, что практически все они - отечественные "Жигули", "Москвичи", "Запорожцы" и "Волги", которые могли купить далеко не все не только из-за цены, но и из-за их дефицита), то сейчас уже около 40. При этом рост произошел главным образом за счет импортных, в основном подержанных авто.
Кризис августа 1998 г. больно ударил по импорту как товаров длительного пользования, так и продовольствия. Если в 1998 г., по данным Таможенного комитета РФ, было ввезено 378 тыс. иномарок, то в 1999 г. - только 144 тысячи. Импорт одежды, медикаментов, обуви, мебели сократился в 1999 г. (см. таблицу) в среднем в 2 раза.
Из таблицы видно, что велика доля в нашей продовольственной корзине и импортных продуктов питания (в частности, зерна, сахара, масла подсолнечного), хотя после кризиса 1998 г. по ряду позиций импорт существенно сократился: импорт мяса птицы, сигарет упал больше чем в 3 раза, мясных консервов, масла сливочного, цитрусовых, пива, вина - в среднем в 2 раза.
Разумеется, разные по доходам группы населения (бедные, средний класс, богатые) и едят, как говорится, не по потребностям, а по деньгам, но об этом поговорим отдельно в одном из ближайших номеров.
Смотрите также:
- ПОЛЬША. ПРЕОДОЛЕВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ →
- НА БЛАГО ЧЕЛОВЕКА. Поступательное развитие →
- Цены уходят в небо →