Недосудили...

   
   

Михаил Ходорковский осужден на 9 лет лишения свободы. Приговор вызвал волну комментариев. От "позор суду" до "мало дали".

ИЗ ЗАРУБЕЖНОГО "крупняка" внятно прореагировал лишь Дж. Буш. Посетовал, что "Ходорковского вначале бросили в тюрьму, а потом судили". Возможно, американский президент не спешил бы с заявлениями, если бы знал, что из 21 обвиняемого по делу "ЮКОСа" 12, не дожидаясь суда, успели сбежать за границу. Не исключено, впрочем, что американский президент высказался по просьбе своей жены Лоры, в личный фонд которой М. Ходорковский отстегивал немалые деньги. Что касается Европы, то, ошарашенная результатами голосования по европейской конституции, на судьбу Ходорковского она отозвалась крайне вяло. Фондовые рынки мира вообще не прореагировали на приговор.

Загадки объективности

ВООБЩЕ мнения "за" и "против" в деле Ходорковского объективно оценить очень трудно. "ЮКОС" и "МЕНАТЕП" затратили миллионы долларов на работу с зарубежными и российскими СМИ, и рядовому гражданину трудно определить, где в защиту "самого интеллигентного из олигархов" говорил голос совести, сочувствие, а где немереные деньги.

У редакции "Аргументов и фактов" есть, кстати, и собственный опыт общения с такого рода "интеллигентами". Несколько лет назад, когда "АиФ" выступил в защиту сотрудников одного из научно-исследовательских институтов, купленного соответствующим банком, его служба безопасности учинила настоящий "наезд" на редакцию. Угрожали, запугивали. Многозначительно и цинично передавали "привет от Холодова" (Дмитрия Холодова незадолго перед этим убили). В конце концов припугнули: "А мы вообще просто купим вашу газетку". Не купили.

Впрочем, методы, с помощью которых олигархи сколачивали и защищали свои миллиарды, широко известны. Возле каждого из крупных приватизированных предприятий местные "следопыты" укажут могилки бывших директоров, конкурентов по "залоговым аукционам", несговорчивых акционеров, профсоюзных вожаков или журналистов, влезших "не в свое дело". Так что в чудесное превращение скромных кандидатов наук в миллиардеров, а вчерашних "братков" - в добрых меценатов народ не слишком-то верит. По оценкам социологов, большинство населения вообще не следило за процессом. Что касается симпатий к самому Ходорковскому, то они за прошедшие с начала процесса полтора года совершенно не изменились. Как были на уровне 8%, так и остались.

Лицо власти

МОЖНО и нужно сочувственно относиться к родственникам осужденных, когда они говорят о жестокости наказания. Но в стране, где за кражу курицы, за ограбление ларька, за квартирную кражу какого-нибудь Петровича легко упекут в лагерь на пять и больше лет, приговор Ходорковскому и Лебедеву едва ли кого удивил. Да и в мировой практике по сходным обвинениям при доказанности вины дают много больше - до двадцати и даже до сорока лет.

В США существует практика приплюсовывать сроки по различным статьям. Там можно получить и пожизненное. Жестче бьют только в Китае - ставят к стенке.

Для нас сегодня важен не сам завершившийся процесс над Ходорковским, а его возможные общественные последствия. Нам важно оценить, как на этом фоне выглядели наши власть, судебная система, демократия.

Проведенный сразу после оглашения приговора Фондом "Общественное мнение" опрос показал: не очень прилично. Объективным суд сочли лишь 50% опрошенных. Другая половина думает, что власть использовала правоохранительную дубинку против своих оппонентов. Фактически страна разделилась надвое. Это плохой знак качества для нашей власти.

Народ хочет знать