Кто взорвал Дагестан

   
   

"На 9 Мая в Махачкале боевики готовят что-то страшное, поэтому все, кто может, разъезжаются на эти дни по селам". "Есть негласное распоряжение - на демонстрацию привести по 50 детей из каждого детсада. Родители в ужасе и категорически отказываются подвергать своих детей опасности".

ТАКИЕ разговоры ходили в столице Дагестана за месяц до празднования Дня Победы. И в эти слухи народ верил больше, чем в заявления властей о том, что все под контролем. Потому что в республике чуть ли не ежедневно взрывают дома, машины, людей, по большей части - милиционеров.

По версии официальной Махачкалы, местные и международные религиозные экстремисты пытаются отделить Дагестан от России. В республиканском МВД говорят об охоте на сотрудников силовых структур группировки некоего Расула Макашарипова, на счету которой уже порядка 40 убитых милиционеров. А в дагестанском обществе сложилось стойкое мнение, что все эти взрывы - борьба за власть между различными политическими группировками и своеобразный шантаж федеральной власти.

В Дагестане действует целая террористическая сеть

РАЗГОВОРЫ о ваххабитах в Дагестане - не пустой звук. Даже после того как жители республики в 1999 году отбили нападение отрядов чеченских боевиков, а потом разгромили знаменитую Кадарскую зону, которую ваххабиты в свое время объявили территорией, где живут по законам шариата, напряженность не спала. 9 мая, 2002 год. Грянул Каспийск. Когда началось расследование этого теракта, зам. Генпрокурора России В. Колесников заявил, что в Дагестане действует целая террористическая сеть с единым организационным центром. Среди его руководства - объявленный в розыск Раппани Халилов и уже упомянутый Расул Макашарипов.

В 1999 году Макашарипов участвовал в нападении бандитов на Дагестан в роли проводника и переводчика Басаева. В 2000 году он явился с повинной в местный УФСБ, отсидел три года и был освобожден по амнистии. В народе говорят, что, пока бандит был под следствием и потом отбывал наказание, над ним издевались сотрудники правоохранительных органов. Он поклялся отомстить и, выйдя на свободу, сколотил банду из себе подобных. Когда милиция однажды задержала двоих боевиков из банды Макашарипова, у одного из них был обнаружен список из 200 человек - в основном сотрудников уголовного розыска, управления по борьбе с оргпреступностью дагестанского МВД и нескольких сотрудников УФСБ. "В этом списке было все - домашние адреса, телефоны, паспортные данные, - рассказал нашим корреспондентам сотрудник угрозыска Магомед, чье имя тоже там значится. - Мы с мужиками сели, выпили водки и пошли работать дальше. Понятно было, что список составил кто-то свой. Приложили все усилия, нашли нескольких подозреваемых. Сейчас по ним идет проверка". За полгода от взрывов и перестрелок в Махачкале погибли не только старшие офицеры республиканского МВД, но и более 10 сотрудников патрульно-постовой службы. Нам удалось поговорить с одним из экипажей ППС. Все трое - молодые парни, приехали в Махачкалу на работу из сел. Один честно признался, что, чтобы устроить его на эту работу, родственники заплатили тысячу долларов. Сам он получает 5000 рублей, 1500 отдает за угол, который снимает. Все остальное отправляет домой семье. У двоих других - та же история. После армии все оказались безработными, появился шанс устроиться в полк ППС, и никто из них не раздумывал. Но, как только появится возможность, уйдут, как уходят другие. Выступать "пушечным мясом" в чьих-то играх, да еще и за копейки, никто не хочет.

Все проблемы Москва пытается решить с помощью денег

ДЕЛО в том, что, по мнению экспертов, пока в Дагестане не назначат президента, взрывы в республике не прекратятся, даже если будет уничтожен последний ваххабит. Дагестаном управляет Госсовет, в состав которого входят представители 14 "основных" народов республики. Председатель Госсовета Магомедали Магомедов - даргинец (2-я по численности народность). В июле 2004 года в одном из крупнейших городов Дагестана, Хасавюрте, где живут чеченцы-акинцы, кумыки и аварцы (самый многочисленный народ), прошел 6-тысячный митинг. Участники митинга требовали отставки М. Магомедова. Ходили слухи, что таким образом в Дагестане пытались совершить "бархатную" революцию. Якобы уже готовился новый документ, по которому власть в республике должна перейти к впервые избранному президенту. Но случился Беслан, после которого В. Путин заявил, что будет сам назначать глав регионов. За будущую власть в Дагестане развернулась негласная война. И нестабильность в республике, череда взрывов на руку как нынешней власти, так и ее оппозиции. Первая заявляет, что в такой сложный период Москве было бы неправильно менять главу Дагестана. А оппозиция всячески старается сделать так, чтобы показать, что сегодняшняя власть ситуацию не контролирует вообще. Москва же пока со своим ставленником в Дагестане не определилась, поэтому все проблемы пытается решить с помощью денег. По некоторым данным, с прошлого года республиканский бюджет увеличился на 4 млрд. рублей: с 7 до 11. На 80% он состоит из федеральных денег. Их дележ тоже стал причиной нескольких громких убийств в республике.

Назначение главы Дагестана состоится в следующем году. Так что взрывы будут греметь еще долго. И не факт, что они прекратятся с приходом новой власти.

Смотрите также: