Лучший друг советского слона

   
   

Специальный репортаж из бывшей "шестнадцатой республики СССР": почему в Болгарии любят русских, но вступают в Евросоюз?

...НА ЛИСТЕ бумаги были ясно напечатаны суровые слова - "Свински задушена". Мой водитель Василь усиленно рекомендовал попробовать блюдо: вкусно, мол. Меня же терзали сомнения - если животное не зарезали, а задушили, может ли оно после столь мучительной процедуры считаться деликатесом? Прочитав на моем лице нравственные страдания, Василь сообразил, в чем дело: "Да успокойся, ничего страшного. "Задушенная" - значит тушеная". Вздохнув с облегчением, я продолжил изучение меню, пока меня не ошарашила новая строчка - "Яйца на очи". Впрочем, при ближайшем рассмотрении зловещее название оказалось всего-навсего яичницей-глазуньей...

Треть болгар хочет достать из гроба бывшего коммуниста

ЕСЛИ находишься в Болгарии больше двух недель, язык начинаешь понимать уже автоматически, да и пишут болгары на кириллице. Похоже на Россию настолько, что ясно, почему страну называли "шестнадцатой республикой Советского Союза" и смеялись над съездившими туда по профсоюзной путевке - "курица не птица, Болгария не заграница". Говорят, что бывший коммунистический лидер страны Тодор Живков на полном серьезе предлагал включить Болгарию в состав СССР, но этого сам Брежнев не захотел. Хотя внучка Живкова Евгения (популярнейший в стране модельер) с этой версией не согласна.

Несмотря на то что бывший генсек умер в 1998 году, он остается самым популярным болгарским политиком. Согласно опросам, треть болгар сразу проголосовала бы за покойного коммуниста, захоти он снова стать главой государства. Полную ностальгии фразу: "Эх, как мы жили при Тодоре, это ж рай на земле был!" - мне довелось слышать почти ото всех. Как и у нас, в основном люди тоскуют по копеечным ценам и бесплатной медицине, по тому, что у каждого была работа, что бензин был практически дармовым, и по массе всего остального. О том, что за анекдот про "родную коммунистическую партию" сажали в тюрьму и были пустые магазины, никто уже и не помнит.

Проехав всю страну, начинаешь понимать, почему столько народа мечтает достать из гроба Живкова, - республика как две капли воды похожа на СССР образца 1990 года. Яркие рекламные вывески теряются на фоне почерневших от копоти старых панельных домов (с сохранившимися надписями "Слава Коммунистической партии!"), громоздятся недостроенные (их начали сооружать при прежней власти, но после революции не хватило денег) скелеты высотных зданий. Вечером на улице черт ногу сломит - из экономии выключают свет, а у ларьков скапливаются неспешные очереди за разливным пивом, которое до сих пор не стесняются разбавлять водой. Девушка в пункте проката автомобилей в Софии скучает, посетителей нет - для чего брать в аренду видавшую виды "Волгу" (50 евро в сутки), если за вдвое меньшую сумму можно нанять водителя с машиной: ведь очень хорошая зарплата в столице - 300 евро. Наши машины встречаешь везде, каждая третья - "Лада", "Москвич" или "Жигули": народ лихо рассекает на двадцатилетних авто, скрепленных в нужных местах чуть ли не жвачкой, угрожающе дребезжащих и на ходу теряющих гайки. Пенсионера за рулем почти не встретишь, они либо продали автомобили, либо поставили в гараж - пенсия 50-70 евро, а литр бензина - 1 евро: не разъездишься.

Сотни лет кошкам рубят хвосты, чтобы в квартире было теплее