Что должны школьнику

   
   

Школьная жизнь непредсказуема. Могут заставить учиться во вторую смену, могут любимую физкультуру заменить на математику. Как защитить ребенка от перегрузок? Сколько дней в неделю ходить в школу? И за что должны платить родители?

НА "ПРЯМОЙ линии" с читателями "АиФ" дежурил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор БОЛОТОВ.

Три физкультуры

Мой сын-третьеклассник второй год подряд будет учиться во вторую смену. Пытался объяснить директору, что маленькие дети очень устают при таком режиме. Бесполезно. Допустима ли вторая смена в начальной школе?
Михаил С., Тверская обл.

- В соответствии с "Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях..." учебные занятия в 1-м классе проводятся только в первую смену. Согласно рекомендации Минобразования России, и в других классах начальной школы нежелательна вторая смена. Например, в Москве эту рекомендацию выполняют. Но не во всех регионах есть такие возможности. Надо чтобы не только директор школы, а школьный родительский комитет выслушал ваши аргументы. А затем пусть директор объяснит, почему он не может перевести ваш класс в первую смену. Только так вы сможете найти компромиссное решение.

Наших первоклассников пытаются учить по субботам. Я знаю, что законом это было запрещено. Кто сейчас принимает решение о пятидневке или шестидневке?
Е. Илоева, Воронеж

- В первом классе может быть только пятидневка. Как учиться остальным школьникам - пять или шесть дней - это должно быть совместное решение школьной администрации и родительского комитета или Совета школы.

У меня две дочери-школьницы: 7-й и 9-й класс. Есть с чем сравнивать. Каждый год учителя твердят, что нагрузку надо снижать, но она только возрастает.
Маргарита Колерова, Сахалин

- Нагрузка измеряется двумя параметрами. Первый - сколько часов ребенок должен сидеть в школе. Второй - сколько понятий за урок он должен освоить. Стандарты, которые были приняты еще в старом министерстве, очень многие тонкости из обязательной программы переводят в профильные. В школах, которые вошли в профильный эксперимент, нагрузка для ребят более сбалансирована. Например, ряд школ вводит вместо физики, химии и биологии - естествознание. Происходит оптимизация нагрузки, но никакое не увеличение. А перегрузка детей происходит, чаще всего, по инициативе конкретной школы. Директор решает: добавим второй иностранный язык, которого нет у нас в учебном плане, ведем информатику с 1-го по выпускной класс и обязательный предмет, к примеру, психологию. Но родительский комитет может контролировать этот процесс. Если идет превышение по часам, надо обращаться в местное отделение СЭС. Специалисты побеседуют с директором, и нагрузку вернут в рамки регламента.

Контролировать содержание сложнее. В советские времена от Сахалина до Калининграда в один и тот же день была одна и та же тема. Нужна она ребенку или не нужна - с этим не считались. Сейчас школа строит свой индивидуальный учебный план, в зависимости от того, кто ходит в эту школу. Ведь одно дело - школа в академгородке, и совсем другое - в сельской местности. Должна быть свобода для выбора расписания. Поэтому кое-где есть перегибы. Учитель по своему предмету задает кучу дополнительной литературы. И у ребенка просто нет времени подготовиться к другим урокам. В этой ситуации необходимо обращаться к методистам в районный отдел народного образования.

Нас пугают, что в следующем году все перейдут на профильное обучение. А если мой сын за год не решит, кем он будет, "когда вырастет", ему придется менять школу? Почему нельзя оставить хотя бы по одному классу без всяких "прибамбасов"?
Анна К., Московская обл.

- Некоторые родители выступают за то, чтобы остались базовые программы, т. к. не все дети к 10-му классу определились с профессией. Но ввести профили - это не просто издать приказ по школе. В таком учебном заведении уже в 9-м классе должна быть специальная программа. Нужно создать условия, чтобы ребята могли сознательно определиться: кто я - гуманитарий или технарь? Выбирать не наобум или по маминой подсказке, а именно самостоятельно. Тем не менее, там, где перешли на профильное обучение в старших классах, а это 358... школ в 10 регионах, мы рекомендуем сохранять общеобразовательный класс, если желающих учиться будет не менее 25 человек.

Надоело каждый день тащиться в школу. Хочу перейти в экстернат. В учебниках и так все понятно, поэтому программу я осилю самостоятельно. Но не знаю, какую причину написать в заявлении. Вдруг откажут?
Артем, Краснодар

- Никаких мотиваций придумывать не нужно. Вы пишете в РОНО заявление с просьбой перейти на эту форму обучения, а они должны указать школу, уполномоченную вести экстернат. Если вы сами знаете школу с экстернатом, то подаете заявление непосредственно на имя директора этой школы. Но учтите, что экстернат - не такая простая форма обучения. Школьник должен сам планировать свой график занятий. Он может пользоваться школьной библиотекой. Школа обязана предоставить консультации (в пределах 2 учебных часов перед каждым экзаменом), расписание которых должно быть вывешено на доске объявлений. Вы можете на них не ходить, но школа обязана их проводить. Кроме того, экстерн имеет право посещать лабораторные и практические занятия. Выпускные экзамены сдают на общих основаниях в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11 (12) классов общеобразовательных учреждений. И при поступлении в вуз экстернат никаких преимуществ не дает.

Неужели наш любимый урок физкультуры в этом году сделают факультативом?
ученики 6 "А", Борисоглебск

- Это не так. Более того, Минобразования рекомендует включать в расписание три часа физкультуры в неделю вместо двух. Другое дело - какая должна быть физкультура. Если дети прыгают через "козла" и лазают по канатам - это травмоопасно. Поэтому вместе с Агентством по спорту, с медиками мы пытаемся приблизить этот предмет к занятиям фитнесом. При участии наших ведущих спортсменов разрабатываются методики, позволяющие учитывать разные заболевания. Потому что 40% школьников имеют отклонения от здоровья. Эта тенденция, к сожалению, не снижается. И в одном классе могут быть дети с теми или иными диагнозами.

Медали есть и будут

Говорили, что для северных регионов изменят график каникул, чтобы дети могли отдохнуть на юге. Эта здравая идея позабыта?
Ковальчук Олег, Иркутск

- Нет, идея сейчас прорабатывается. Но каждому субъекту федерации не просто спланировать свой индивидуальный каникулярный период. Это должно быть аргументированное решение, чтобы каникулы не устанавливались за счет перегрузки детей в оставшееся время учебного года. Поэтому нужен строгий контроль со стороны Министерства.

Скажите, каким путем можно работать с одаренными детьми. Откуда брать часы для занятий?
Лиховцева Т., Саратов

- Почему с одаренными детьми нужно работать обязательно за счет лишних часов? Во-первых, у вас есть факультативы. Во -вторых, существует много заочных школ. Компьютеры в школе есть?

- Пять штук. Но этот труд учителя должен как-то оплачиваться?

- Существуют электронные диски по всем предметам - от математики до истории, которые предполагают углубленное изучение предметов. Вы слышали об инициативе нашего президента - поддержать инновационные школы и учителей, которые качественно работают, чтобы они могли получать дополнительные деньги. Кроме того, президент поставил перед нами задачу - уходить от урочной нагрузки, а переходить к качеству труда. Поэтому, я думаю, мы будем формировать фонд школ. Таких преподавателей, как вы, как раз президент велел поддерживать. Будем над этим работать.

Правда, что с этого года отменяют медали?
Наталья М., Пенза

- Законопроект существует об отмене льгот, но медали есть и будут. Как поощрение для самых старательных учеников. Следующим летом льготы сохраняются, т.к. закон еще не принят. Кроме того, такой закон не может начать действовать сразу после принятия. Ведь дети работали на эту золотую медаль в поте лица, и по отношению к ним это было бы несправедливо. Так что, когда закон примут, пройдет еще два года, прежде чем положение об отмене льгот вступит в силу.

В этом году 40% сдававших ЕГЭ получили двойки по математике. Да и по остальным предметам успехи не блестящие. Нам сдавать выпускные через два года, может к тому времени эксперимент отменят?
Кирилл, Чувашия

- Говорить, что будет через два года, я бы не взялся, потому что пока идет эксперимент, пока мы отрабатываем схему. Думаю, что Москва и на будущий год будет сохранять добровольную форму, т.е. каждый ребенок сам будет выбирать, как проходить итоговую аттестацию: в традиционной форме, вне зависимости от того, экстерном он заканчивал школу или нет. К осени Министерство получило заявки из 81 региона на участие в ЕГЭ будущим летом. По каждой из них сейчас прорабатываем набор предметов. Говорить, какая форма лучше или хуже - я бы не стал.

Следующим летом хочу поступить по результатам ЕГЭ в МГИМО или МГУ имени М.В. Ломоносова. Но престижные вузы устанавливают такую высокую планку, что их участие в эксперименте стало пустой формальностью. Неужели нельзя установить единую шкалу, чтобы у детей из глубинки появился шанс поучиться в Москве?
Рябинин И., Новочебоксарск

- Есть два важных момента: первый - граница двоек. Ведь у нас есть вузы и специальности, куда берут студентов, у которых по ЕГЭ - 10 баллов. Это же "единица"! Но берут. Особенно, на платные отделения. Какие специалисты получатся из таких студентов? Поэтому мы рекомендуем нижнюю границу "двойки" не ниже 25 - 30 баллов. А сколько стоит пятерка, каждый вуз вправе решать сам. Потому что одно дело - математика на физтех, другое - математика на автотранспортные специальности. Разный уровень требований. Поэтому даже в одном вузе на разные факультеты могут быть разные "пятерки".

Сейчас многие учатся на дневном и вечернем отделениях одновременно в разных вузах. Я тоже учусь на бюджетной основе на журфаке, но хочу поступить еще и в юридический институт. Имею право?
Вадим О., С.-Петербург

- Учиться в двух вузах одновременно законом не запрещено. Хоть - в пяти, если потянете. Но надо разобраться с оплатой. Конституция гарантирует одно бесплатное высшее образование. Поэтому, выбирая второй вуз, надо понимать, что за какой-то из них придется платить. В тоже время, человек, отчисленный или оставивший обучение, не реализовал свое право на высшее образование. Значит, имеет право снова участвовать в конкурсе на общих основаниях.

Почему учителям ничего не доплачивают за подготовку выпускников к ЕГЭ? Это же сколько сил отнимает!
Тамара Семеновна, Волгоград

- Но Вы же готовили школьников к выпускным экзаменам? А сейчас изменились требования государственной итоговой аттестации. Помните, у нас были изложения, сочинения, изложения с творческими сюжетами. Менялась форма. Теперь в очередной раз стала новая. Поэтому вы просто детей готовите к итоговой аттестации, и тут никаких доплат быть не может. Это ваша работа, которая, конечно, требует дополнительных усилий с вашей стороны, но она не подразумевает дополнительного финансирования.

Дети гибнут на дорогах

Депутаты Мосгордумы принимают закон о всеобщем 11-летнем образовании. По всей стране будет тоже самое?
Коробов Илья, Москва

- Депутаты не первые, кто обратил внимание на эту проблему. Президент уже дал поручение, чтобы дети продолжали образование. Ситуация такая: ребенок заканчивает 9 классов и, если он не продолжает учебу в старшей школе, в ПТУ или в техникуме, никакому работодателю он не нужен. Разве что на автомойке и т.п. Поэтому задача - продолжать образование - абсолютно правильная. Вопрос - где программа? В течение года мы должны ее разработать.

Обеспечение безопасности наших детей в учебных заведениях - это государствнная задача. Почему же до сих пор родители платят за охрану из своего кармана?
Корнелюк С., Москва

- К сожалению, подавляющее большинство регионов не в состоянии оплачивать охрану учебных заведений из бюджета. Поэтому родители принимают решение платить самостоятельно. Это дело добровольное. Есть семьи, которые действительно не в состоянии выделить необходимую сумму. Как правило, весь класс делит на всех эти расходы. Кроме тревожной кнопки, обязательное требование обеспечения безопасности - это заборы, огораживающие школьный двор. Важно уберечь детей от пожара или террористической угрозы. Но не меньше нас волнует травматизм на дорогах. Гораздо больше детей гибнет от невнимательности, от того, что перебегают или играют на проезжей части. В школьной программе спланированы беседы с инспекторами ГИБДД, но родители тоже должны обратить на это внимание. И главное, не перебегать через дорогу за руку с ребенком, как это часто можно наблюдать перед началом занятий.

Тетрадка школьная, алкогольная

МИНИСТРУ образования и науки РФ А. Фурсенко на коллегии в министерстве показали тетради, отпечатанные в Смоленске. На обложке тетради по химии был изображен автор Периодической системы элементов с подписью: "Менделеев открыл 40°-ную водку. Потом он открыл 19°--ный портвейн. И только утром великий ученый открыл, что их нельзя смешивать". А на тетради по геометрии иллюстрации оказались еще прикольнее: человек с граненым стаканом и сигаретой в руках и надпись: "Лицо - синус, глаза - косинус".

Смотрите также: