На молитву - становись!

   
   

Возможно, скоро в Российской армии будет служить на контрактной основе целая дивизия военных священников.

ВЕРУЮЩИЕ в погонах - православные христиане смогут справлять религиозные обряды даже в самых отдаленных армейских гарнизонах, в дальних походах на кораблях и подводных лодках МВФ РФ.

Пять тысяч человек - столько священников сегодня требуют армия и флот, а 2000 уже работают в войсках постоянно. Треть из них - бывшие офицеры: летчики, десантники, боевые пловцы. Около 60 человек - старшие офицеры, заканчивающие службу, например преподаватели военных академий и училищ. Всего в армии насчитывается более 350 храмов, 600 молебных комнат, часовен.

...Свой обет служить Богу я дал в Тихом океане

РАССКАЗЫВАЕТ старшина I статьи запаса, бывший боевой пловец, ныне протоиерей храма Георгия Победоносца в Хабаровске отец Сергий:

- Свой обет служить Богу я дал в Тихом океане, после того как побывал в экстремальной ситуации - на грани жизни и смерти.

Мне, некрещеному моряку 23 лет от роду, служба нравилась, был боевым пловцом в секретной части подводных диверсантов. Во время выполнения боевой задачи наша группа выходила из подводной лодки через торпедный аппарат. Так случилось, что я шел последним и... застрял. Радиобуй, который я должен был поставить на поверхности воды (для обнаружения и дальнейшей эвакуации группы вертолетом), за что-то зацепился, и фал перекрыл кислородные шланги. Меня группа тянет, а я задыхаюсь. Кричать не могу: выпадет загубник и я захлебнусь океанским "рассолом". (На глазах священника навернулись слезы.) И только подумал: "Господи, если ты есть, помоги! Выживу, буду только тебе служить!" И вдруг отчетливо слышу: "А зачем?" Я в ответ мысленно кричу: "Пока не знаю!" И в этот момент группа выдернула меня из торпедного аппарата, словно пробку из бутылки. С тех пор, вот уже двадцать лет - я священник. Хотите верьте, хотите нет, но я точно знаю и верю, что там, где Бог, - там Победа!

В истории Древней Руси известны тысячи примеров, когда монахи были в первых рядах защитников Отечества, например при осаде Соловецкого монастыря англичанами.

А недавно из Ирака, пробыв восемь месяцев, вернулся монах Ионинского монастыря в Киеве игумен отец Иоасаф. Уехал он туда по просьбе Министерства обороны Украины, когда в их миротворческом контингенте участились случаи самоубийства. Русские и украинские военнослужащие стали стреляться и вешаться.

Вот что рассказывает бывший морской пограничник, лейтенант запаса, выпускник Киевского авиационного института отец Иоасаф:

- Вопреки расхожему мнению, американцы умеют воевать. Они легко обходятся без воды, без комфорта. Неподалеку от нашего лагеря, окруженного земляным валом, обитало мирное население. Вот оттуда арабы, или, как мы их звали, "али-бабы", по нам и стреляли. Мы не отвечали, а у американцев другая тактика - "мочили" всех подряд.

...В Ираке пришлось носить оружие, хотя священнику это делать запрещено

НО НА ВОЙНЕ это важно психологически. Однополчане знали, что мне нельзя убивать людей, но верили - на батюшку можно положиться, как на боевую единицу, и я смогу сражаться с врагом и как офицер. Не только с крестом и Библией в руках, но и с автоматом...

Мы часто ностальгировали по Родине. Особенно когда с Украины привозили сало. Его берегли и отрезали по чуть-чуть, чтобы продлить удовольствие.

В этом году Министерство обороны РФ проводит важный эксперимент: начнется спецподготовка священников в армейских академиях и училищах.

Отец Михаил Васильев, главный священник ВДВ, первый слушатель академических курсов при Академии Генерального штаба ВС РФ (специальность - информационное противоборство):

- Недавно, - рассказывает отец Михаил, - синодальный отдел Русской православной церкви по взаимодействию с вооруженными силами совместно с командованием Сибирского военного округа провел уже третьи всероссийские сборы военного духовенства. Проходили они в Бурятии на базе спецназа ГРУ, где участвовало около 100 священников из 30 епархий. Возрождение русского военного духовенства - сфера деликатная. К примеру, священникам запрещено брать в руки оружие и принимать участие в боевых действиях. Но единого мнения здесь нет. Если он служит в ВДВ и не прыгает с парашютом, бойцы будут слушать священника вполуха.

Священнику не возбраняется стоять на вахте у штурвала корабля, проводить занятия с солдатами в качестве офицера-воспитателя и даже в критических ситуациях, особенно на войне, поднимать бойцов в атаку. И греха в том нет, что на сборах военного духовенства священники знакомились с образцами современного оружия. Они просто обязаны знать специфику армейской службы. К примеру, иерей Свято-Троицкого кафедрального собора отец Владимир обучает подростков искусству рукопашного боя в спортивной секции, созданной при храме.

...Мулла до казарм не добрался

СЕГОДНЯ наша армия буквально стонет от неуставных отношений, называемых "дедовщиной", от самоубийств среди солдат. (По данным Министерства обороны РФ, только в июне 2005 г. войска потеряли в результате преступлений, происшествий и несчастных случаев 98 человек. С начала года цифра небоевых потерь составляет 445 человек.) Зачастую унижение доходит до средневекового садизма. Во многих воинских частях обострились проблемы с призывниками из Кавказского региона. "Горячие южные парни" отказываются выполнять уставные обязанности солдат. Например, убирать свое жилище - казарму и мыть полы. Объясняют это тем, что ислам - мужская религия и запрещает им делать женскую работу.

- Это неправда, - говорит отец Михаил. - Мусульманские духовные лица неоднократно в своих проповедях говорят, что здесь нет противоречий. Кстати, кто чистит сортиры в армиях Турции, Ирака, Пакистана? Или их солдаты нанимают себе слуг из России или Австралии? Но вот проблема - в Российской армии нет пока ни одного исламского муллы... Хотя сегодня командование некоторых родов войск готово принять в штат и православного священника, и муллу, и раввина.

- Зарплата военного священника составит примерно 10 000 рублей. Расходы Министерство обороны берет на себя, - продолжает отец Михаил. - Это минимальная сумма, за которую освобожденный от приходских нагрузок военный священник будет служить в армии. Они готовы трудиться в войсках и бесплатно, но их семьи должны на что-то жить.

Смотрите также: