В ГУМЕ ТОРГУЮТ БОЛЕЕ 100 ИНОФИРМ. ГУМ: сегодня там есть все

   
   

Узнав, что я пишу о ГУМе, все знакомые спрашивали: "Ну как там теперь? Сто лет там не была". С тех пор, как престижные европейские фирмы заняли здесь торговые ряды, многие решили: это не для нас. Не стану ни опровергать, ни подтверждать это мнение. Давайте побываем в ГУМе вместе.

Он весь "с иглочки" после недавнего ремонта. Нет привычной в прежние времена толчеи. Особенно на первой линии, где открыли свои салоны "Кристиан Диор", "Галери Лафайет", "Бенеттон", "Эсте Лаудер", "Штальманн", "Ботани-500 ", "Карштадт"... Всего в ГУМе торгуют более 100 инофирм.

ТОВАРЫ

ИХ ВИТРИНЫ выходят прямо на Красную площадь (что для самих фирм весьма престижно). Товары в салонах те же, что в это время продают магазины фирм в Париже, Берлине или Нью-Йорке. Если в "Кристиан Диор" выходит последняя коллекция по макияжу, появляется новая бижутерия, галантерея - все это тут же поступает и в ГУМ. И продавцы работают в той же форме, что и в любом другом магазине фирмы в любой стране.

В целом по ГУМу ходишь с удовольствием. Все эти товары большинство из нас раньше видело лишь в заморских каталогах. А сейчас вы сами сможете судить, например, о мастерстве парижских мастеров шляп. Для этого достаточно зайти в "Галери Лафайет". Меряйте сколько угодно. Поля вверх, вниз, справа поднять - слева опустить... Господи, да как же это они умудрились из одной шляпы сделать много?! И все - прелесть!

А потом загляните в салон канадской фирмы "Соуп берри шоп". Душистые волны приятнейших запахов и милые продавщицы берут вас в плен: "Советую это эфирное масло для тела. Применяется для душевной релаксации (омоложения), поднимает настроение и создает ощущение благополучия". Мне уже хорошо, а стоящая рядом женщина подтверждает: "Я пробовала, все действительно так".

Здесь же в салоне можно перепробовать на себе всю косметику, которая есть в продаже, купить морскую соль с запахом клубники для ванны и еще много приятного и полезного.

А теперь немного цифр. Если раньше в ГУМе одновременно продавали не больше чем по 5 видов блузок и юбок, то сейчас, если не считать валютных секций, - 35, а с ними - около 250. Несколько иные цифры, но та же тенденция, и по другим товарам.

Выбор одежды, обуви, принадлежностей для дома, бытовой техники в салонах инофирм (и в чисто гумовских секциях) большой, но утверждать, что за один заход сюда можно купить все, что хочется, не берусь. Даже если у вас денег куры не клюют.

Если вам, например, вздумалось купить в "Эскаде" платье - последний "писк" и чтоб такого больше ни у кого не было - это не так-то просто. Каждая новая коллекция "улетает" мгновенно. Здесь больше всего шансов у постоянных клиентов - они есть в картотеке салона, и им позвонят. Так же в "Кристиан Диор" или "Эсте Лаудер" - сообщат, что пришел ожидаемый тон помады, крем и т. д.

Есть проблемы и у покупателей попроще. Я, например, не смогла не только купить, - хотя бы увидеть зимние сапоги, которые соответствуют нашей зиме. ГУМ завален, в основном, итальянскими и португальскими сапогами на "рыбьем" меху с тонкой подошвой. Такие есть шанс продать, так как после всех накруток (таможенные пошлины, налоги, торговая надбавка) они относительно приемлемы по цене.

Так что, хотя ГУМ стремится к имиджу магазина только высококачественных товаров (и сегодня уже во многом ему соответствует), все же приходится, как говорится, считаться с кошельками своих покупателей. Если рассчитывать только на очень богатых, не получишь высокой прибыли с каждого метра торговой площади (основной показатель успешной торговли). А она нужна ГУМу не только, чтобы хорошо жить сегодня. В планах - реконструкция, цель которой довести объем торговых площадей до 80% (сегодня меньше 50%). Тогда можно будет удовлетворить желание многих фирм торговать в ГУМе - есть немало заявок от них, ведь Красную площадь, ГУМ знают во всем мире, и торговать здесь очень престижно. Шире станет ассортимент. Сегодня руководители ГУМа не вполне довольны им (например, в продаже 7 - 8 видов сапожек, а надо бы, как в Европе, 15 - 20). Как, кстати, и средним уровнем качества товаров. Западные поставщики, случается, что и халтурят, они могут прислать то, что у них залежалось, а не то, что отобрали гумовские товароведы. Но в таких случаях следуют жесткие санкции. И будем надеяться, что это лишь издержки становления.

К сожалению, не наша промышленность балует нас. Из всех товаров на ее долю в ГУМе приходится 40%. Работает салон обуви объединения "Заря", можно встретить немного отечественной одежды. А в основном на нашу долю приходятся сувениры, ткани, белье, посуда, фарфор.

Сейчас готовится место, где планируют торговать отечественной одеждой класса люкс торговой марки ИнтерГУМ. Недавно ГУМ заключил договора с московскими швейными объединениями о том, что они будут работать по заказам ГУМа. Но вытянут ли они на серию свои эффектные коллекции, продемонстрированные здесь, - покажет время.

ЦЕНЫ

НУ, А ТЕПЕРЬ о главном - о ценах. В фирменных салонах они такие же, как и везде в мире. Иногда даже чуть ниже. Шуба из соболя за 35 тыс. долл., норковая - за 3 - 8 тыс. долл., коллекционная блузка в "Эскаде" за 800 DM, джемперок для малыша за 150 долл. в "Сислее". Это ГУМ. Шуба из китайской собаки за 300 тыс. руб., финское теплое пальто - около 200 тыс. руб., пуховик за 60 тыс. руб., модные утепленные сапожки фирмы "Габор" за 90 долл. - это тоже ГУМ. Здесь можно купить мужской костюм и за 29 тыс. руб., и за 400 тыс., брюки за 5 - 6 тыс. и за 30 тыс. Есть блузки по 5 тыс., юбки по 6 тыс. Можно одеваться в "Бенеттоне", где обычная мини-юбка "тянет" на 150 DM, а можно в доступном многим "Карштадте" (но очередь!).

И уж, конечно, можно бывать на распродажах. Но, как я поняла, здесь существуют два вида распродаж. Ту, на которую я попала, - рождественскую ("Цены снижены на 25%") я не обнаружила. Ни одной уцененной хоть на сколько-нибудь вещи я не нашла. Но есть и другие распродажи, когда в той же "Эскаде" цены снижают на 90%. Тут уж повезет либо случайно, либо тому, кто знает, когда это будет.

ПОКУПАТЕЛИ

ДОРОГИЕ товары в ГУМе сегодня все-таки преобладают. Что естественно: и в Париже далеко не каждому по карману "Галери Лафайет". И смена покупателей ГУМа очень заметна. Они резко помолодели. Мои впечатления подтверждают данные социологов, изучавших покупателей гумовских валюток, "Клиент валютных секций ГУМа (теперь продажа там только за рубли)- не типичный россиянин и москвич" - такой вывод сделал социолог немецкой компании "Синус" д-р Зоргель.

Средний возраст клиента салонов инофирм - 32 года. 42% покупателей - директора, замдиректора фирм, СП, государственных контор. Средний доход их - 342 тыс. руб. в месяц (данные за сентябрь 1993 г), а средний доход на семью из трех человек - 903 тыс. руб. 77% потенциальных покупателей имеют машину или располагают служебным авто, как своим собственным.

Если раньше в ГУМе преобладали "гости столицы", то сейчас только 15% приезжих из других городов России, а 67% - москвичи. 3/4 имеют доход в СКВ. 49% из них имеют зарплату в долларах, 40% доход в валюте приносит их частный бизнес. 5% валюту дали родители или муж (не муж), 3% тратит в ГУМе случайно "обломившиеся" "зеленые".

35% опрошенных удовлетворены в ГУМе всем. 21% не понравился ассортимент. 9% не устроили высокие цены, 20% жаловались на плохой сервис.

А наблюдательные продавцы дополнили картину. Наш богатенький покупатель нередко тратит деньги довольно бестолково, покупая всякие ненужные вещи. Например, он может купить кухонный комбайн и тут же кофемолку, миксер и т. д. Тот же француз (а большинство продавцов проходило стажировку на "своих" фирмах) вытрясет всю душу из продавца, час выбирать будет, но постарается получить максимум эффекта при минимуме затрат.

Быстрее всего распродаются как раз самые дорогие вещи. Например, очень дорогие сервизы уходят сразу, и постоянно в продаже их нет.

Таков ГУМ сегодня. Некоторых коробит превращение его - одного из символов Москвы - в иностранный магазин. Но вот как объясняет это председатель совета директоров АО "Торговый дом ГУМ" Ю. Соломатин: "Наша промышленность переживает тяжелые времена и мало что могла бы дать нам. Вот почему мы переключились на иностранных партнеров. Но ничто не помешает нашим производителям торговать в ГУМе, когда они будут к этому готовы. Конкурирует же наша "Заря" с "Саламандрой".

"ГУМ инофирмам своих площадей не продавал и даже не сдавал в аренду - говорит пресс- атташе Г. Синельникова. - Нам самим это здание не принадлежит, ведь оно - памятник истории и культуры, приватизировать его нельзя. Инофирмы лишь обустраивают и оснащают салоны по своему усмотрению, обучают персонал.

Наша цель - сделать ГУМ культурно-коммерческим центром, чтобы можно было не только что-то купить, но и отдохнуть, развлечься. В прошедшее воскресенье у нас был детский праздник: игры, бесплатные мультики в демонстрационном зале. Работает художественная галерея".

Смотрите также: