НА НЕВИДИМОМ ФРОНТЕ. Глаза и уши останутся

   
   

"Бойцы невидимого фронта", "рыцари плаща и кинжала" - эти романтические ярлыки перестали сопровождать сотрудников КГБ, затем МБ. Сначала их лишили ореола непогрешимых, затем стали потихоньку от них избавляться. Последняя попытка такого радикального избавления - преобразование МБ в Федеральную службу контрразведки (ФСК) с кардинальным изменением функций. Появилась и комиссия по аттестации кадров. Наш собеседник - член комиссии Н. МЕДВЕДЕВ.

- Николай Павлович, Президент решил полностью избавиться от самого упоминания о КГБ и МБ?

- В соответствии с его Указом меняются функции ГБ. Теперь это органы контрразведки. С изменением функций изменится и качественный состав кадров. Идет аттестация по профессиональным качествам, разумеется, с учетом их политических взглядов. И понятно: эти органы должны служить государству.

- А кому они служили?

- Тоже государству. Но как? Выполнялись идеологические и политические функции, которые для нормального государства не свойственны. И после реформирования КГБ получилась только смена вывесок. Все традиционные подходы служения государству оставались.

- Ну, например?

- В Пензенской области органами безопасности был публично перед выборами арестован глава администрации области (его назначил Президент). Прокуратура и суд расследовали этот случай и дело закрыли, "придраться к главе администрации было не за что". Но МБ и главы администраций относятся к одной и той же структуре - власти Президента. В этом и заключался вопрос - как служить государству.

- Комиссии доступны списки агентуры МБ среди депутатов, журналистов, политиков и др.?

- В составе комиссии есть человек, который может иметь такой доступ.

- А вам не жалко генералов, служивших верой и правдой?

- Большинство из тех, кто представлен в комиссию, будут аттестованы. Мы рассматриваем тех, кто отобран руководителями ФСК - Н. Голушко и С. Степашиным. Но у меня, например, есть сомнения по пензенскому руководству и главам этого ведомства в С.-Петербурге и Ленинградской области. Связано это в первую очередь с вопросами политического характера.

- Так будет заметное сокращение руководства МБ или нет?

- Будет.

- А здания освободятся, например в центре Москвы?

- Думаю, часть из них - да. Но их займет служба погранвойск.

- Попадут ли под сокращение тайные сотрудники КГБ?

- С изменением функций МБ, думаю - да. Но в целях контрразведывательной работы будет делаться все. Останутся их глаза и уши. Но слежки по идеологическим и политическим мотивам не будет.

Не будет и бездумного сокращения. Мы не создадим такой ситуации, чтобы обозленный профессионал ушел в криминальную, теневую сферу.

- Скорее всего за генералами и их мозгами уже началась охота.

- Да, и не только за генералами. Но все специалисты останутся. Я не исключаю ситуации, когда по новым функциям нам придется даже увеличивать число работников.

Смотрите также: