"Видите, как лихо ездят попы? Это все от уверенности, что Царствие Божие им уже уготовано на небесах", - обращаясь ко мне, шутит диакон Андрей Кураев, пока отец Анатолий выруливает на своей белой "девятке" в сторону кольцевой дороги. Путь наш лежит в подмосковный городок Клин, известный своими многочисленными приходами и православными традициями. Там отец Андрей собирается выступить перед горожанами на тему "Православие и секты".
По дороге священники беседуют между собой на богословские темы. А чуть позже позволяют и мне вклиниться в их диалог.
- Что такое современное монашество?
О. Анатолий: Это усиленное подтверждение христианских обетов, самоотречение и посвящение себя Богу. Монах может жить и не в монастыре, а просто при каком-нибудь храме. Раньше приходили на послушание к опытному духовнику, отдавая ему свою волю, а сегодня старшее духовенство занято административными делами, восстанавливая храмы и монастыри, поэтому наставничеством занимается постольку - поскольку.
О. Андрей: Монашество - это практика, по книжкам ему научиться нельзя. Надо пожить рядом со святым человеком, принять его душу в свою. Так было и в Оптиной пустыни у знаменитых оптинских старцев. Сегодня этого в России нет. Мне недавно удалось побывать в Румынии. Там есть монастырь Черник (типа нашей Троице-Сергиевой лавры) рядом со столицей. Он расположен на двух островах, находящихся на озере. Они соединены между собою насыпью. На центральном есть храм, кельи, а на другом - монашеское кладбище, кельи для старых монахов, которые ни служить, ни работать уже не могут. Там же живут молодые послушники - это мальчики по 14 - 16 лет. Только после того, как монах пожил со стариками, ухаживал за ними несколько лет, его постригают. И он перебирается на другой остров.
- Действительно ли в нашей стране за годы советской власти истреблено поколение православных монахов?
О. Андрей: До конца монашеская традиция не была уничтожена. В советское время столицей русского православного монашества были горы Абхазии, где сотни людей жили либо поодиночке, либо по 2 - 3 человека. Питались, действительно, чем Бог пошлет, и молились. Мне рассказывал мой знакомый отец Артемий, лет 15 назад он попытался со своим братом наобум найти этих старцев. В одной деревушке ему рассказали, что на высокой горе жила одна монахиня. Старушка из поселка одно время носила ей хлеб. Но уже лет 8, как не ходит. Пошли они на эту гору, видят хибару, заросшую крапивой в человеческий рост, - дом явно нежилой. Примяли ногами крапиву, открыли дверь. Внутри лежит очень старенькая монахиня. "Как же вы живете, матушка?" - спросили они ее. "Молитвами, - отвечает она. - Господь дал - родник рядом течет". -"А что же вы едите?" - "Одна женщина носила мне хлеб, но уже несколько годков не ходит. Я как одна осталась, попросила Господа: "Старая стала, ноги не ходят, дай мне крапивы, уж больно я люблю ее". Вот она и выросла перед дверьми".
- Это что-то из области чудес...
О. Андрей: Наоборот. Это естественные вещи. Если хотите, Церковь живет в атмосфере чудес, они никого не шокируют.
Незаметно наш автомобиль въехал во владение отца Анатолия Павлова. В 1990 году он сам вызвался восстанавливать храм во имя святителя Тихона Задонского, от которого за 70 лет советской власти остались одни стены. Ремонт по внутренней отделке храма еще продолжается, но внешне он принял первоначальный вид и ныне освящен в честь святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Метрах в десяти находится здание бывшей городской тюрьмы, где ныне на втором этаже - кельи и приходская канцелярия с современным компьютером, ксероксом и телефоном.
Здесь нас встречает молодой монах отец Тихон (Сергей Полянский), который 2 месяца назад принял монашеский постриг. У него приветливый, открытый взгляд, манера говорить нараспев. Отцу Тихону всего 21 год, но он уже студент двух вузов сразу: 4-го курса исторического факультета Тверского университета и 1-го курса Московского Богословского института. Сам он из Клина, родители живут недалеко от храма.
Вечером, когда мы сидим в уютном кабинете настоятеля, пытаюсь выяснить, как пришел он к монашескому образу жизни.
О. Тихон: Помню, что еще в детстве я играл в церковь, меня притягивало таинство церковных обрядов. Поэтому сначала был элемент любопытства. Ошибочно думать, что человек сперва должен в каждой луже поваляться, везде постучаться и потом, когда он уже избит и изранен, а душа его больна, он идет в храм и начинает молиться. Это все равно что: "На тебе, Боже, что мне негоже". Человек приходит в храм навсегда тогда, когда он приходит не из-за трагедии в жизни, а потому, что Господь позвал. И поймите, я совсем не отшельник, который замкнут и зол на весь мир.
- Отец Тихон, семья у вас верующая?
- Как и большая часть населения нашей страны. Люди ходят в церковь, но постов не соблюдают. Так что истинно православными их назвать нельзя. Но вы поймите, я от них не отрекаюсь. Тут надо помнить слова Христа: кто любит отца, мать, дочь или сына своего больше Меня, тот не достоин Меня.
- Как отнеслись к вашему постригу друзья?
- Они куда-то, пропали, после того как узнали, что я хожу в храм. Один из друзей мне сказал так: "Как будто что-то между нами оборвалось".
- Может, ему не понравилось то превосходство, с каким держат себя священники?
- Само слово "инок" означает "иной", "иная жизнь". Ведь не случайно при пострижении монах наделяется другим именем - это знак начала иной, новой жизни. Безусловно, дистанцирование должно быть.
- Священник, - говорит о. Анатолий, - всегда на виду. Малейший его грех бросается в глаза и приобретает гипертрофированные формы. А внутренняя жизнь истинно верующего человека остается вне поля зрения. Нужно пожить этой жизнью самому, чтобы понять хоть что-нибудь.
Когда на следующий день перед отъездом в Москву, мы с о. Андреем проходили мимо одной церквушки, Кураева окликнул молодой священник и пригласил в свой дом. На крытой веранде трапезничали двое в рясах. За другим столом обедали дети священников. Узнав, что я собрался писать о монахах, седовласый старец внимательно посмотрел в мою сторону и произнес: "Лучше не пишите. Монах потому и уходит из мира, что хочет быть один. В душу свою он никого не допустит, кроме Бога".
Надеюсь, Бог нас за эту статью простит: ведь он любит наших читателей, как и всех людей.