НЕ БЫВАЕТ ВТОРОЙ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОИЗВЕСТИ. Первое впечатление

   
   

Каждый из нас много раз в жизни убеждался в великой власти первого впечатления. Последующие встречи мы чаще всего используем для того, чтобы набирать факты, подтверждающие именно свое первое впечатление. Мы сами бывали "жертвами" этого - произвели при знакомстве впечатление легкомысленного, невнимательного, а потом пришлось потратить немало сил и времени, чтобы доказать: "Я не такой, каким вам показался сначала".

* Первое впечатление - оценочное. Вы либо нравитесь, либо нет. Понятие "нравится" включает разное - надежный и деловой ли человек, можно ему дать кредит, взять на работу или не стоит этого делать. Власть первого впечатления - это не что иное, как психологическая установка. В зависимости от оценки она может быть позитивной или негативной, и изменить ее потом бывает трудно, а порой даже невозможно. Если вы вызвали симпатию, то все в порядке. А если нет?..

* Почему образуется установка? У каждого из нас есть определенные стереотипы восприятия - общекультурные и чисто индивидуальные. Они накладывают особый отпечаток на первое впечатление. Нет людей совершенно свободных от стереотипов. Существуют общие стереотипы (позитивные и негативные), под которые попадают все люди, и их как раз легче всего угадать.

* Будьте готовы к тому, что при первом контакте вы еще как бы и не человек - тот, кто видит вас в первый раз, еще не имеет возможности понять, насколько вы глубоки и интересны. Он оценивает лишь внешний вид, социальный статус, материальный достаток, среду, к которой вы принадлежите. То есть сразу приклеивает некий ярлык - воспринимает не вашу личность, а ваш имидж. Конечно, устраиваясь на работу, собираясь на встречу с будущим начальником, стоит подумать над имиджем. При этом нужно использовать все имеющиеся в вашем распоряжении ере детва. В этом помогут те многочисленные советы, которые даются в популярных изданиях, - как войти, что сказать в начале, что - в конце, о чем спросить... Не следует придавать слишком большого значения содержанию первого разговора - исследования американских психологов показали, что только на 7% первое впечатление определяется словами, а на 93% - тем, что лежит вне слов.

* Готовясь к первой встрече, ни в коем случае нельзя думать, как бы скрыть недостатки! Если вы сделаете упор на это, почти неизбежно во время встречи будете об этом думать. Например, о том, что надо скрыть полноту, или о не очень красивых часах на руке. Забудьте о своих недостатках на это время!

* Ваша основная задача в создании имиджа - подчеркнуть достоинства. Хотите быть деловым человеком? Подумайте, какие детали могут помочь подчеркнуть вашу деловитость. Наверное, костюм, туфли на каблуке определенной высоты... В то же время хотите показать, например, что вы молодая женщина, следящая за модой, значит, возможны какие-то детали, подчеркивающие это, - платочек, цепочка, косметика... Джинсы подчеркнут раскованность, непритязательность, это в вас тоже есть, но вам-то сейчас нужно обратить внимание на другое, не так ли?

* Надо также иметь в виду, что кроме общепринятых каждый из нас несет индивидуальные стереотипы. Чаще всего они подсознательны. Например, когда-то был у вас директор школы, лысый и в очках - зверь зверем. После этого людей лысых и в очках вы, как правило, воспринимаете недружелюбно. Обычно люди не осознают свои личные стереотипы восприятия - ну не понравился человек при первой встрече непонятно почему, ничего не поделаешь... И срабатывает такой индивидуальный стереотип чаще всего именно при первой встрече! Предугадать, у кого какой стереотип "сидит" в подсознании, конечно, невозможно. Если вы в дальнейшем будете общаться с этим человеком, скорее всего, сможете увидеть в нем нечто большее, но эту возможность надо еще получить. Внешние данные человека отступают на второй план, если на первый выходит его личность, индивидуальность. # Проявить свою индивидуальность достаточно трудно, но это надо постараться сделать при самой первой встрече. Приходилось просить что-то у человека, который не намерен вам ничего давать? Единственный способ изменить предрешенный ответ - установить контакт, обращаться не к "чиновнику", не к "администратору", а к Человеку, то есть самому оказаться свободным от стереотипов восприятия. Ведь вы вошли, посмотрели на человека, о нем сразу же сложилось какое-то мнение - бюрократ, высокомерен и т. д.

* Избавить другого человека от стереотипов восприятия невозможно, но можно самому первому отказаться от этих стереотипов! Если вы настроитесь на человека, увидите его индивидуальность и обратитесь к ней, поможете отнестись к вам как к личности. Как отказаться от стереотипов? Во-первых, признать, что они есть. Во-вторых, увидеть за ними человека - может быть, уставшего, может быть, обрадованного чем-то, делового, желающего что-то изменить и т. д. Это не значит, что вы должны говорить ему что-то особенное, просто настройтесь на то, что перед вами человек, а не должность. Не предъявляя требований к другому, попробуйте освободиться от этого сами.

Когда вы первым делаете шаг навстречу, больше шансов, что первое впечатление совпадет со вторым, третьим и может стать основой для деловых отношений и дружбы.

Марина МЕЛИЯ, российско-американский психологический центр "ЭКОПСИ".

Смотрите также: