МИНУТА РЕКЛАМЫ НА ТВ СТОИТ 20 ТЫС. ДОЛЛАРОВ. Перестроечный Ноткин

   
   

Этот человек хорошо знаком жителям Москвы и Московской области. Но в других регионах России он мало кому известен, хотя, на взгляд многих москвичей, переключающих свои телевизоры на третью программу по вторникам, он заслуживает куда большего. Это Борис НОТКИН, ведущий телеканала "Добрый вечер, Москва!".

- Борис Исаевич, что занесло вас, доцента МГУ, специалиста по психолингвистике, американиста, в вертеп, именуемый телевидением?

- Ничего более яркого, интересного, дающего возможности для самореализации человека творческого, чем телевидение, просто не существует. Я вообще не понимаю, как другие люди, которые проявили себя в чем-то другом, не рвутся на телевидение, кроме Рязанова, который это все прекрасно понял. Вспомните, какая у него счастливая судьба на телевидении. Он, когда вел "Кинопанораму", стал властителем дум членов нашей семьи. Из российских телеведущих - для меня он наиболее привлекательный пример для подражания.

- Ваши недоброжелатели называют вас карманным тележурналистом мэра Москвы Лужкова. Он действительно частый гость вашей передачи. Как, впрочем, и всякое другое московское начальство.

- Люди должны знать тех, кто ими управляет, и напрямую общаться с ними. Редкую возможность такого общения дает прямой эфир, когда телезрители по телефону задают свои вопросы. И Лужков сознает, что потерял бы доверие москвичей, если бы я не озвучивал их настроения, заботы, претензии. И потом, он сам по себе достаточно талантлив, чтобы с ним играли в поддавки.

- Ведя передачу с Лужковым, делаете ли вы скидку на то, что он большой начальник и, если очень захочет, может скинуть вас с телевидения?

- Он вообще не мелочный, не мстительный человек. Но если произойдет что-то "не то", Лужков просто перестанет участвовать в моей передаче. Это, конечно, серьезный для меня тормоз. Ведь пока Лужков - чуть ли не единственный в России крупный политик, который соглашается выступать в прямом эфире. Ни Черномырдин, ни Грачев, ни Сосковец в прямом эфире ни разу не были. Второй момент, и тоже очень существенный: хотя в Москве, как и во всей стране, полно недостатков, тем не менее Москва в значительной степени держится за счет Лужкова. С одной стороны, я должен оказывать на него давление "неудобными" вопросами. Жанр интервью этого требует. С другой -не подрывать его принципиальных позиций, поскольку многое из того, что ему удалось добиться для города, в серьезной мере зиждется на поддержке москвичей.

- Поскольку вы хорошо знаете Лужкова, как вы думаете, будет ли он баллотироваться в президенты?

- Лужков, безусловно, считает, что его место - быть мэром Москвы. Он не любит людей не на своем месте. Второе его качество, может быть, не самое лучшее - это верность шефу. Он был верен Попову, пока тот был мэром. Сейчас верен Ельцину. Другое дело, что Лужкова в президентском кресле представляют другие. И начинают с ним бороться уже сейчас как с потенциальным соперником.

- Ну, хорошо, давайте оставим политику и вернемся к телевидению. Кто для вас является идеалом среди телеведущих?

- О Рязанове я уже сказал. А на Западе у меня нет идеалов. Это другая культура. Например, все американские телеведущие - холодные. Всем своим видом они демонстрируют, что в том, что происходит, они как бы не участвуют. А у нас, если ты не участвуешь, не сопереживаешь, значит, ты патологический эгоист.

- В таком случае я надеюсь, вы никогда не станете профессионалом ТВ в американском понимании этого слова, потому что все мы видим, как проваливается, скажем, 6-й канал с его нескончаемым потоком устаревшей американской кинопродукции, новости Эй-би-си, которые русскому человеку даром не нужны, и т. д.

- Эй-би-си и прочее показывают потому, что незачем производить свою продукцию, когда можно импортировать чужую, не тратя на это сил. При этом у нас телевидение отнюдь не отвечает критериям западной демократии. Почти все кумиры телеэкрана эпохи перестройки - это люди, которым разрешали то, чего не позволяли другим. Например, "Взгляду". Поэтому естественно, что мы бросались на "Взгляд". Это не значит, что там были плохие ребята. Листьев - это профессионал высочайшего класса, но не потому, что был во "Взгляде", а потому что он просто хорош. А некоторые оказались там только потому, что им разрешили. Их культура речи, их энергетика со всей очевидностью говорят, что у них за душой ничего нет, просто им Кравченко разрешил.

- "Чем кумушек считать трудиться"...

- Да-да, и сам я тоже перестроечный и за счет этого тоже набирал очки. Именно у меня впервые на отечественном TV в прямом эфире был американский посол Мэтлок. Смело? Да никакой смелости, просто у меня были хорошие отношения с одним мужиком из ЦК. Он, проконсультировавшись у себя, разрешил. И вот какой-то Ноткин с американским послом в прямом эфире свободно шпарит. Да ничем я не лучше, просто разрешили. Сейчас эти штучки уже не проходят. Сейчас нужно думать. И, конечно же, активно вливать свежую кровь, которая на телевидение почти не поступает.

- Неужто все зависит от главного теленачальника Яковлева?

- Сейчас дело уже не в Яковлеве. Как и по всей стране, реальный контроль уже не у главного начальника, а у местного. В каждом окошке есть свои интересы. А начни Яковлев эти окошки закрывать, его ведь и пристрелить могут. Слишком дорога стала реклама - 20 тыс. долл. минута. 70 тыс. долл. от неучтенной рекламы кто-то положил себе в карман, а убрать человека - самое дорогое 50 тыс. долл. И он, я думаю, это знает.

Смотрите также: