Мы привыкли считать, что любая новая коллекция любого дизайнера - это плод исключительно его фантазии. Но получается, что дизайнеры всего мира думают на удивление одинаково: пролистайте любой журнал мод и увидите, что разные дизайнеры делают довольно похожие коллекции. Это однообразие и позволяет нам понять, что мы будем носить в этом сезоне. А значит, и самим модельерам кто-то рассказывает, что же будет модно осенью или весной, чтобы не получилось разнобоя.
ЦВЕТ - ИЗ КОСМОСА...
ВОПРОС первый - и самый главный - цвет. Один из возможных источников информации - Космос. (Для некоторых модельеров, для Вячеслава Зайцева например, этот источник - основной. Как говорит мэтр российской моды, иногда как будто кто-то свыше водит его карандашом и создает эскизы.) Прошедшие семь лет, подсчитал астролог Евгений Цветков, мы жили под знаком Козерога (которым правят Сатурн и Марс) и всем цветам предпочитали черный (цвет Сатурна), красный (Марса) и сочетание черного с красным (особенно в вечерних туалетах). Теперь же мы входим в эпоху Водолея, аналогичную 1912 году, когда особое внимание модницы уделяли стилю муфт, соломенных шляпок и бюстгальтеров. Здесь тоже правит Сатурн, но не черный, как в Козероге, а светлый - Сатурн того периода, когда он был изгнан на Землю и правил людьми Золотого века. Вторая планета - Меркурий - задает светло- серую, песочную гамму. Поэтому в грядущем сезоне вообще не будет ярких, спектральных, кричащих красок - все приглушенное, переливающееся, как игра воды.
Правда, модельеры учитывают, что даже самые верные приверженцы стиля и цвета устают от монотонности, поэтому они хитрят и объявляют иногда классический черный "новым черным", хотя он ничуть не чернее того, что носили сезон или два назад.
...ФАСОН - ОТ НИКСОНА
ВОПРОС второй - не менее важный - фасон, силуэт, длина. Тут уже одних звезд мало, поэтому подключаются вещи более земные и, прямо скажем, прозаические: экономика и политика. Так, первый визит президента Никсона в Китай, который в то время игнорировался Западом, породил целое направление в одежде в стиле Мао Цзэдуна - рубашки-френчи и пр. и сделал невероятно популярными традиционных китайских драконов. А с повышением цен на нефть арабские страны стали играть большую роль в экономике, и мода не смогла остаться к этому равнодушной - в одежде зазвучали арабские мотивы.
Вполне вероятна, по мнению итальянского модельера принца Эгона фон Фюстенберга, и "лолитизация" моды - футболки с игривыми надписями, туфли с тупыми носками и на низком широком каблуке, платьица и т. п. Таким образом модельеры откликнутся на указ Билла Клинтона о разрешении абортов.
Французский кутюрье Пако Рабанн считает, что по одежде можно читать историю эпох. По его мнению, приход макси возвещает об экономической катастрофе, если одежда становится короче, это говорит о подъеме экономики, а высокие прически появляются в период падения политических режимов. Правда, не всегда макси свидетельствует о плачевном положении в экономике. Недавнее возвращение макси произошло как раз из-за того, что на фабриках скопилось слишком много невостребованных тканей ( для модных тогда мини и лоскуточка достаточно). Правда, "загнать" женщину, вкусившую всю прелесть мини, обратно в длинную юбку - задача не из легких, поэтому в моду вошли высокие разрезы, прозрачные блузки и акцент на грудь, что делало женщину еще сексуальнее, чем в откровенном мини.
ТКАНЬ ПЛЮС ЭКОЛОГИЯ
ВЫБИРАЯ ткани, художники стараются максимально учитывать пристрастия и интересы потребителя. Поэтому и экологическая тема - лен, рогожка и прочие натуральные ткани - не случайно стала невероятно популярной. По прогнозам историков моды, она настолько глобальна, что модельерам ее хватит еще на пару-тройку лет (это к вопросу о том, останутся ли в моде лен и прочие натуральные ткани). Но есть материал, который, как и черный цвет, никогда не выйдет из моды, - это "вечно молодая" джинса. Потому что к сегодняшнему дню в производство джинсовой ткани вложены такие колоссальные средства, создано столько разных приспособлений для придания ей потертостей и т. п., что промышленники скорее будут доплачивать модельерам, чтобы они создавали новые джинсовые коллекции, чем позволят им объявить джинсы устаревшими.
Еще один "побудительный мотив" - стремление человека к стабильности, спокойствию. Если он не может получить это в обществе (учитывая количество происшедших в последние годы политических переворотов, войн и прочих неприятностей), то он требует этого от одежды. А что может быть более стабильным, чем классика - привычный твид и жаккард, креп-жоржет и бархат, которые уже объявлены на осенне-зимний сезон ведущими тканями.
ДЕНЬГИ, ДЕНЬГИ И ЕЩЕ РАЗ ДЕНЬГИ
РАЗУМЕЕТСЯ, мода - это очень дорогое удовольствие. Во сколько конкретному Дому моделей обходится каждая коллекция, держится в строжайшем секрете. И деньги в новую коллекцию вкладывает не только сам модельер - такие суммы он вряд ли заработает, но и инвестиционные компании. Поэтому в индустрии моды все тщательно просчитывается специальной аналитической группой, в которую входят не только дизайнеры, но и психолог, философ, экономист. Сегодня для модельеров задача номер один - создать не такую коллекцию, от которой весь мир бы ахнул, и не такую, где воплощаются собственные фантазии, а такую, которая бы вся продалась, иначе в следующем сезоне непроданную коллекцию можно будет разве что сдать в какой-нибудь музей. Значит, чем раньше именно твой Дом получит эту информацию, тем больше у тебя шансов опередить конкурентов и запустить новую серию одежды. И промышленный шпионаж в моде чуть ли не сильнее, чем в засекреченных областях промышленности.
Последний скандал, связанный с кражей моделей, завершился несколько месяцев назад: Ив Сен-Лоран победил в битве со стилистом Ральфом Лореном, имеющим очень большой коммерческий успех. Ив Сен-Лоран обвинил Лорена в копировании одной из моделей вечернего платья, суд устроил специальный показ, на котором продемонстрировались две спорные модели, и признал, что платье действительно было скопировано у Сен-Лорана. В результате Лорен заплатил Сен-Лорану штраф в несколько миллионов франков. Пока же модельеры защищаются, как могут, - даже ткани для новой коллекции до последнего дня держатся в специальном сейфе.
Что касается наших отечественных модельеров, то над большинством из них пока не нависла дамокловым мечом необходимость продажи собственных коллекций, поэтому каждый дудит в свою дуду и творит не моду, а произведения "высокого искусства", которые никто никогда не наденет. А некоторые из тех, кто все-таки хочет, чтобы их носили, нашли совершенно беспроигрышный источник информации и с успехом пользуют чужие идеи, почерпнутые из западных модных журналов.