ПРЕМЬЕРА. Нескучная "Чайка"

   
   

"Чайку" в "Лейкоме" у Марка Захарова ждали с любопытством: его не назовешь "чеховским" режиссером и, за исключением давнего "Иванова", едва ли не лучшего его спектакля, он привык работать с материалом более ярким, броским, располагающим к зрелищности, к трюку даже в классике, будь то Бомарше или Островский.

ПОСТАНОВКУ "Чайки" не отнесешь к традиционным. В ней, как обычно у Захарова, нет скуки, выдаваемой за "классичность". Нет в ней и откровенного, дерзкого покушения на классику, страсть к которому обуревает с некоторых пор многих режиссеров. "Вольные" сцены, в захаровской постановке кажутся вполне невинными забавами. Вот благообразный, тургеневского обличья Олег Янковский - Тригорин - суетливо бегает в подштанниках по сцене между ожидающей его (в койке) Ниной и томно курящей (в гримерной) Аркадиной. А Полина Андреевна, если уж и пристает к почтенному Дорну, то едва не сваливая его с ног. А уж в знаменитой сцене "обольщения" Аркадиной Тригорина Чурикова попросту усаживается на Янковского, повторяя тем самым скандальный подвиг "маленькой Веры" из известного на заре перестройки фильма.

Но не это, к счастью, главное в захаровской постановке. И то, что спектакль нескучный, обусловлено тем, что пьеса поставлена без затей, на бытовом, житейском уровне, доступном пониманию любого, к тому же с явным креном в комизм и гротеск (особенно точно работает в этом жанре Инна Чурикова, играя нелепую, немолодую женщину, у которой на глазах пытаются вырвать последнюю страницу" ее жизни, то есть, Тригорина). В самом деле, чего мудрствовать? Он любит ее, а она - другого, прямо как в какой-нибудь "Просто Марии"! Вот только с текстом актеры обращаются слишком неряшливо, даже если "списать" их постоянные паузы, ошибки, пропуски и оговорки на вполне понятное премьерное волнение.

Чехов, как известно, назвал свою пьесу комедией. Но смех - смехом, шуточки - шуточками, а Треплев застрелился, и, словно вспомнив об этом, постановщик старается внести в последнее действие какую-то замедленность, заторможенность, намеки на некую потусторонность, актеры пытаются уйти от комикования и "штучек". Однако столь резкий сбой действия, когда спектакль как бы спохватился, что сюжет-то трагический, выглядит неубедительным.

И все же рискну предсказать: на этот спектакль пойдут, и премьерная атмосфера успеха будет, думаю, сопровождать его. Еще бы! Спектакль богатый (одних меценатов сколько!), яркий, "звездный". Благодаря актерским работам он и искренний до слез (лучшая сцена - объяснение Аркадиной с сыном), и веселый - а уж повеселиться публика у нас не дура, и тут Захаров - мастер. Кстати, в этом обстоятельстве нет ничего дурного: Немирович- Данченко писал, что на "Трех сестрах" во МХАТе большую часть спектакля зал хохотал. Правда, к финалу этот же зал плакал, и постановка запомнилась многим и многим зрителям пронзительно-потрясающей. Собственно, это и есть "чеховское": когда люди обедают и смеются, выпивают, флиртуют и шутят, а жизнь проходит, и тебя предают, и уходит любовь, и одиноко, и страшно, и ничего со всем этим не поделаешь...

Смотрите также: