НА ФОРУМЕ ПРОРАБОВ ПЕРЕСТРОЙКИ. Горбачев и Лигачев помирились

   
   

Знаете ли вы, кто более всего получил от перестройки? Как ни странно, жители итальянского города Генуя. Почему-то именно в этом городе на днях состоялось чествование главного архитектора перестройки М. С. Горбачева с торжественным вручением ему прении Генуэзского университета.

ИЗ ИНОСТРАНЦЕВ приехали почти все, кого звали. Но вот с присутствием наших почетных гостей все вышло гораздо хуже. Не приехал и приветного письма не прислал прораб перестройки Александр Николаевич Яковлев, хотя и обещался поначалу. "Хозяин не пустил" - так прокомментировал его отсутствие советник президента Горбачева в прошлом и настоящем Анатолий Черняев. Не было на научном торжестве Горбачева и другого когда-то близкого его соратника, бывшего министра иностранных дел Союза, а ныне руководителя свободной Грузии Эдуарда Шеварднадзе, успевшего вовремя сойти с корабля перестройки, чтобы сделать собственную карьеру. Другие же приехали, но в торжествах не участвовали, а только в конференции. Некоторые даже специально приехали попозже, как сделали Григорий Явлинский, Юрий Афанасьев, Андрей Синявский, Гавриил Попов. Зато удивил вроде бы еще недавний противник Михаила Сергеевича Егор Лигачев, который не только "почтил присутствием" конференцию, но и выступил на ней, как всегда, с марксистским анализом перестроечного и постперестроечного периода. Но об этом позже.

КАК ПРОХОДИЛИ ТОРЖЕСТВА

ВО МНОГОМ по законам советского еще времени. После торжественного вручения премии в зале Большого Совета Дворца Герцогов, кратких речей официальных лиц Михаил Сергеевич тоже выступил коротенько, минут на сорок с лишним. В речи он обрисовал международную ситуацию, выдвинул несколько инициатив и даже несколько раз сорвал аплодисменты, сказав, что он против гегемонии одного государства в мире и в Европе (а итальянцев, как, впрочем, и другие народы, очень беспокоит опасность гегемонии США в мире и Германии в Европе). Народ поддержал его и тогда, когда он резко осудил военный способ решения национальных конфликтов "в Боснии, Сараеве и Чечне" (жаль, что никто не объяснил ему, что Сараево - это столица Боснии). Но почему- то Михаил Сергеевич забыл сказать, что именно во времена его правления начали решать национальные конфликты с помощью силы, например в Тбилиси, Баку, Вильнюсе. Надо отдать реформаторам должное: даже ради достижения стабильности они не хотели вернуться к террористическим методам управления страной. Но это к слову. Еще Горбачев в своей речи резко осудил "антинародный, по сути своей криминальный режим президента Ельцина", и дал ясно понять, что он вступает на тропу борьбы за президентское кресло, и подтвердил это на встрече с журналистами в конце конференции: "Если в российском обществе будут созревать условия для моего возвращения в политику, я от этого уклоняться не буду..." Реально ли возвращение Горбачева к власти? Большинство из тех, кого я спрашивал на конференции, считают, что это вполне вероятно. Так думают и Афанасьев, и Гавриил Попов.

СТАРАЯ ДРУЖБА НЕ РЖАВЕЕТ

НО ВОТ какой любопытный разговор состоялся у меня с Егором Лигачевым: "Я пять лет не встречался с Горбачевым. Но в самолете, который привез нас в Геную, мы с ним долго разговаривали. Теперь я вижу, что мы с ним во многом сходимся, и прежде всего - в оценке состояния российского общества. Теперь ему надо выработать программу, причем не на дальний период, а на ближний, из 5 - 6 пунктов, которая позволила бы подлинным демократическим силам объединиться вокруг него. А еще нужно, чтобы ему Ельцин более активно помог своей разрушительной политикой. Сам Горбачев считает свое возвращение в лоно компартии невозможным, но не исключает своего участия в коалиции, куда бы входили и коммунисты, которые составляют сейчас в России одну из крупнейших, если не самую крупную политическую силу". Как бы "подытаживая" (любимое словечко Михаила Сергеевича) рост Горбачева и его команды проведения перестройки, Сергей Ковалев сказал о них так: "Люди, осуществлявшие реформу, мыслили и действовали в масштабах Кремля и Старой площади. Реальные механизмы обратной связи с собственной страной у Горбачева и его команды отсутствовали. И создать их, несмотря на твердые намерения, так и не удалось". Но все-таки нельзя недооценивать роль Горбачева в переменах в СССР. Тот же самый Ковалев сказал по этому поводу так: "Эпоха Горбачева оставила нам общество, свободное от страха перед властью, общество, вооруженное свободой слова, общество, приступившее к осознанию ценностей современной цивилизации, демократии, законности, прав человека".

Генуя

Смотрите также: