"Позвоните Президенту, пусть явится", - то, что мог позволить себе Руслан Имранович, не может Иван Петрович. Вопрос не в том, что Рыбкин - не Хасбулатов, а в другом - Президент сегодня освобожден новой Конституцией от этой участи. Является он только на совместное заседание палат. Вернее, депутаты сами являются к нему в Кремль.
РЫБКИН не может потребовать обязательного присутствия на заседаниях даже силовых министров. Потому что Конституция не дает ему такого права, а силовых министров - к этому не обязывает. В Америке же, по утверждению депутата Госдумы Михаила Васильева, если чиновник игнорирует приглашение комиссии Конгресса, то ему грозит штраф либо отдельный кабинет в... тюрьме на срок до одного года.
Чиновник нужен депутатам не для расправы, хотя это иногда и случается, а для выдачи необходимой информации. Например, были у нас парламентские слушания по Чечне, так вице- премьер Сергей Шахрай срочно отправился в незапланированную командировку, и мало кто знал - куда. А Олег Сосковец демонстративно отказался идти с отчетом в Думу по поводу российско-украинских переговоров.
Все основные трудности, считает Васильев, происходят у нас оттого, что первые лица правительства не несут ни перед кем ответственности. Поэтому депутаты решили внести поправку, которая позволит осуществлять парламентский контроль над исполнительной властью. С этой целью они предлагают расширить полномочия Госдумы. С ее согласия Президент будет обязан назначать не только премьер-министра, но и его заместителей, министров обороны, МВД, МИД, руководителя Федеральной службы безопасности. Да и с самим Президентом авторы поправок хотят видеться почаще - по решению палат.
Если же Указы Президента будут противоречить Конституции и федеральным законам, то поправка гласит, что в этом случае действуют законы РФ, а не Указ Президента.
По мнению оппозиции и части демократического крыла Госдумы, Конституция у нас получилась авторитарной. Не случайно Владимир Исаков, председатель думского Комитета по законодательству, шутит: "Во всех правовых президентских республиках Конституция является гарантом деятельности Президента, а у нас личность Президента является гарантом Конституции".
Но ущемить права Президента рука Госдумы пока так и не поднялась. Правда, кроме одного случая: чтобы избавить следующий парламент от угрозы возможного роспуска Президентом, появилось дополнение: Дума может быть распущена Президентом, если Конституционный Суд ответит положительно на его запрос о наличии конституционных оснований для роспуска Госдумы.
Смотрите также:
- Конституция: Пройдет ли первая поправка? →
- Политреформа: Что делать Кремлю? →
- Реформа власти в плену интриг →