70% ОПРАШИВАЕМЫХ ВЫРАЖАЮТ НЕДОВЕРИЕ ВСЕМ ОРГАНАМ ВЛАСТИ. Прогноз С. Шахрая

   
   

У нас в гостях лидер Партии Российского единства и согласия (ПРЕС) Сергей ШАХРАЙ.

- Сергеи Михайлович, вы вышли из блока "Наш дом - Россия", потому что совсем не верите в Черномырдина и его "Дом..."? Или самому захотелось побыть атаманом?..

- Причины намного серьезнее. Они изложены и Президенту, и премьеру. Не особенно деликатничая, я поставил диагноз тому, что происходит в нашей политической жизни и к чему это приведет 17 декабря - в день выборов в Госдуму. По моим прогнозам, "Наш дом - Россия" получит 8%. И будет 5-й, 6-й или 10-й фракцией. Политический центр России - Москва будет ослаблена, как никогда. В Госдуме скорее всего единую позицию займут фракции Зюганова, Лапшина, Жириновского, Руцкого, возможно, Скокова - Лебедя, то есть всего левого национал-патриотического фланга, который в совокупности получит примерно 56% мест в парламенте. По вопросам об изменении Конституции, о дележе власти под лозунгом усиления "парламентского контроля" к ним примкнет "Яблоко". Все понимают, что за переделом власти последует попытка передела собственности. За ней - конфликт "Президент - Дума" со всеми вытекающими отсюда последствиями. То есть неграмотная политическая возня сегодня, неграмотный подход к выборам могут привести к социально- экономическим потрясениям.

- Значит, у блока "Наш дом - Россия" (НДР) нет таких шансов, на которые он рассчитывает?

- НДР задумывался как широкий фронт центристских и демократических сил. Перед угрозой нестабильности, экстремизма, реванша он позволил бы -пусть временно - объединить их в коалиционный блок. Совместно с блоком И. Рыбкина могло быть образовано парламентское большинство и коалиционное правительство, то есть создан механизм стабильности, преемственности власти, грамотного изменения экономического курса. Вместо этого НДР стали превращать в партию закрытого типа, партию крупных чиновников, то есть в прямую противоположность. Премьер, видимо, не понимает, что опора лишь на глав администраций и лидеров республик проблемы не решает. Есть города, поселки, реальные люди. Именно с ними надо работать, они определят судьбу выборов.

Поэтому нужны нестандартные решения. Например, проведение 17 декабря референдума о собственности на землю. "sup"2"/sup"/"sub"3"/sub" населения придет голосовать за свой реальный интерес в виде приусадебного участка, поля, земли под предприятием. Нынешние "птичьи" права на землю никого не устраивают. Против нового земельного кодекса будут призывать лишь аграрии и коммунисты. Люди скажут: "За 70 лет они ни в чем не изменились!"

- Сошлюсь на письма в "АиФ". Почти все они имеют оттенок озабоченности и безрадостности. Такого не было давно.

- Ситуация действительно критическая. 70% опрашиваемых выражают недоверие всем органам власти. Это тревожный звонок, но избирателей поменять нельзя. Поэтому надо менять либо власть, либо методы, формы и содержание ее работы.

Только 3% населения ассоциируют себя с той или иной партией. 97% не ассоциируют. В этих условиях создавать избирательную систему, когда половина мест в парламенте отдается партиям, глупо. То есть 3% активного населения, связывающие себя с партиями, навязывают свое партийное видение всему населению страны.

- Вы считаете, что, изменив избирательный закон, можно выпустить пар недовольства?

- Конечно, нет. Корень всех проблем лежит намного глубже. В России доминируют примерно 4 основных слоя населения, принадлежащие к топливно- энергетическому комплексу, ВПК, аграрному комплексу и сфере финансов. Но справедливого политического представительства этих блоков и групп не существует. У них нет партий, отражающих их интересы. У них нет единых лидеров. Народ сам по себе, партийно-политическая тусовка - сама по себе. Но между этими группами населения существуют объективные противоречия. Они приводят к тому, что каждые выборы превращаются в революционную ситуацию.

Нынешние же институты власти не имеют механизмов, способных перемалывать эти отраслевые противоречия. Идеально в правительстве должен быть представлен сильный лидер, который выражает интересы ВПК, лидер, который выражает интересы топливно-энергетического комплекса, лидеры, которые выражают интересы банковского капитала и аграриев. Пусть это будут первые вице-премьеры. Но это должны быть люди авторитетные для своей среды. Тогда и работа правительства будет заключаться в поиске компромисса, согласовании интересов различных отраслей и социальных групп. Если нет - будет взрыв. Потому что, когда доминируют интересы только одного слоя - топливно-энергетического, остальные готовят внутренние заговоры, лоббируют, покупают депутатов и т, д.

- Вы раньше не занимались прогнозами приближения конца света. С чем тогда связано то, что вы предсказываете весной социально-политические потрясения? Или это способ привлечь внимание к себе?

- Конечно, это не гадание и не пророчество. Анализ строится так. Когда разные отрасли, финансово-промышленные группировки, национальный и компрадорский банковский капитал не имеют цивилизованного способа реализации своих интересов, они начинают играть в политику по-крупному. "Мы придем и вас повесим. Мы придем и поделим справедливо, а они поделили несправедливо". А механизмов согласования интересов нет. В этом случае стихийное течение процессов приведет к тому, что Государственная Дума будет иметь такой состав, который начнет делить власть. Отбирать полномочия у Президента, у исполнительной власти, пытаться делить собственность. Принимать популистские решения, против которых Президент будет обязан использовать вето. Потом придут к выводу, что надо принимать решение без подписи Президента и направлять в регионы. Часть регионов начнет эти решения исполнять. И мы получим ситуацию хуже, чем в 1993 г.

Но мы должны не испугаться, а одуматься. Этот анализ и заставил меня создавать двухблоковую систему. Сейчас она разрушена. Поэтому ПРЕС и я вынуждены идти на выборы сами и пытаться уже в Думе создать объединение здравомыслящих центристских сил. Я буду баллотироваться по одномандатному округу уже в надежде на то, что в новой Госдуме у нас все- таки будет достаточно сил. Либо для образования нормального коалиционного правительства, либо (в худшем случае) для блокирования конституционного передела власти. Я рад, что В. С. Черномырдин признал за мной право на этот политический выбор, нравится ему это или нет. В новой Государственной Думе мы, возможно, будем сотрудничать. Если НДР пробьется в парламент...

Беседовал Андрей УГЛАНОВ.

Смотрите также: