ШЕВАРДНАДЗЕ ГЛАЗАМИ ПРОТИВНИКА. Исповедь приговоренного

   
   

В столице Грузии Тбилиси один взрыв следует за другим. Спустя месяц после взрыва во дворе грузинского парламента, который едва не стоил жизни главе государства Эдуарду Шеварднадзе, последовал взрыв политический. Глава Грузии обвинил своего бывшего начальника спецслужбы Игоря ГИОРГАДЗЕ в попытке совершения переворота. МВД Грузии выписало ордер на арест Гиоргадзе, и он вынужден был покинуть Тбилиси.

Наталье ЖЕЛНОРОВОЙ удалось встретиться с бывшим руководителем грузинской спецслужбы и попросить его ответить наряд вопросов.

- Вы знаете какие-то подробности покушения на Шеварднадзе?

- Я приехал в Грузию уже после того, как это случилось. Через двое суток он освободил меня от должности.

- В вашу бытность теракты проводились?

- В МВД? Конечно. Людей из окон выбрасывали сотнями.

- Этот теракт был подготовлен очень непрофессионально. О чем это говорит?

- Если бы его готовили спецслужбы (или я), то сейчас я давал бы интервью на кладбище в честь Шеварднадзе. Но слава Богу, что этим я не занимался и не собираюсь заниматься.

- Вы не сожалеете, что не руководили терактом против Шеварднадзе?

- Устранить Шеварднадзе насильственным путем - это вопрос 35 - 40 минут. И он страшно этого боялся. Ему говорили, что Гиоргадзе на это пойдет. Хотя все, от коллег иностранных спецслужб до моей команды, знали, что я пушки и танки на площадь Руставели выкатывать не буду. Даже ради большой идеи, чтобы Шеварднадзе не руководил государством, я не проливал бы кровь.

Если я буду вне закона, на нелегальном положении, вероятно, я смогу послужить поводом для вооруженных столкновений. Я буду делать все, чтобы этого не случилось. Но если я почувствую, что других ходов мне не оставляют, тогда покину Грузию.

- Что нынче вас больше всего тревожит?

- Нарушение прав человека в Министерстве внутренних дел Грузии. Мне жалко тех людей, которые в застенках. За один день все хором признаются в подготовке и совершении этого теракта?! Следствие, которое сейчас ведется, конечно, не следствие, а пытки. Начиная от электрошока по отношению к подследственным, кончая переломами кистей. Я хотел, чтобы услышал кто-нибудь из правозащитников и пришел бы туда... Я не уверен, что их доведут до суда. Потому что на суде они будут все отрицать.

- Чего от них хотят добиться?

- Чтобы они "признались", что все сделано конкретной группой, за которой стояла спецслужба, "Мхедриони". Там будут фигурировать конкретные фамилии - и Джабы Иоселиани, и Гиоргадзе... Потом появится "рука Москвы"... Все мы были свидетелями более громких политических процессов. И мы знаем, как потом ничего за ними не находили.

И нынешний процесс - из этой же серии.

"ИСТИННОЕ ЛИЦО ЭДУАРДА НЕИЗВЕСТНО ДАЖЕ ЕГО СУПРУГЕ"

- Грузинам очень хотелось, чтобы после распада Союза Шеварднадзе вернулся в Грузию? Или он был вам кем-то навязан?

- Нужно быть объективным. До января 1992 года у нас был ужас, паранойя... Я имею в виду правление Звиада Гамсахурдиа и все, что сопутствовало его пришествию к власти... И естественно, что люди искали какой-то выход. Одна армянка написала письмо: "Если бы у нас был мертвый человек с таким именем, мы бы и то больше сделали, чем вы. Вы не используете живого Шеварднадзе... Опомнитесь, привезите..." Привезли. Спасибо. Сейчас некуда отвозить.

- Какой была его роль в гибели Гамсахурдиа?

- Это я оставлю для своих мемуаров. Было бы некорректно, особенно сегодня, раскрывать все детали, связанные с уходом из жизни Гамсахурдиа...

- Шеварднадзе вызывает к себе бешеный интерес. Эту личность трудно понять.

- Я знаком с Шеварднадзе с октября 1993 года. Но этого времени недостаточно, чтобы изучить Шеварднадзе. Его истинное лицо, по-моему, неизвестно даже его супруге. Очень близко знающие его люди говорят, что он непредсказуем. Это человек таких контрастов, которые в нормальную человеческую психологию не укладываются. Допустим, от указаний о скрытой видеосъемке всех, кто молится в церкви, до принятия христианства. Все, кто с ним работал, считают, что Шеварднадзе их предал. Он как бы стайер, со своей определенной целью (она не народная, не государственная), а рядом с ним - спринтеры, его сопровождающие, а потом их нет - кто-то ломает себе ногу, кто-то шею, кого-то выбрасывают... В нем есть уловки провинциального интригана с международным авторитетом.

Его будут изучать историки, психологи, политологи. Но я уверен: в грузинскую историю он войдет как разрушитель. Разрушал человеческие жизни, психологию. У него цель - быть на вершине любой власти.

- Сначала вы дружили с Шеварднадзе, сейчас предъявляете ему всякие обвинения... Не сочтут ли вас в Грузии предателем?

- В Грузии почти все знали, что Гиоргадзе - не человек Шеварднадзе. С точки зрения руководителя спецслужбы, я не имел права ни комментировать, ни говорить о Шеварднадзе. Я хотел бы молчать до выборов 5 ноября. Потому что в следующем правительстве, которое сформировано Шеварднадзе, я бы не остался.

- Как, по-вашему, пройдут выборы?

- Шеварднадзе как политик делает то, что нужно. Он должен сейчас провести репрессии, разогнать службу безопасности. Он назначил губернаторов, руководителей полиции. Все знают: у кого в руках МВД, тот выигрывает выборы. Урны уже готовы, они уже опечатаны. Население даже не представляет масштабов фальсификации, которая ожидает его на выборах 5 ноября.

"БУДЕТ ОБИДНО, ЕСЛИ ВРАГ МЕНЯ ПЕРЕХИТРИТ"

- За вами охотятся. Говорят, что ваше убийство заказано. А как вы при этом себя чувствуете?

- Вы задаете вопрос человеку, который с 18 лет в системе государственной безопасности, прошел специальные курсы руководителей разведывательно-диверсионных подразделений, спецназа Комитета госбезопасности, побывал в Афганистане, участвовал у себя в гражданской войне... Отношение к заказному убийству у меня профессиональное. Мне будет обидно, если враг меня перехитрит. Страх перед смертью, конечно же, существует. Но это не животный страх перед тем, что я сейчас выйду и меня убьют. Этот страх - невыполненный долг перед семьей. Я ведь на четверть века моложе Шеварднадзе.

Один из тех, кому поручено мое убийство, решил в Прибалтике нанять крутых ребят. Он вышел на людей, с которыми мы в Афганистане стояли вместе, они сразу же мне сообщили. В итоге заказчик заплатил большие деньги за заказ, а я пока жив, на свободе, даже вам интервью даю. Другой непосредственный исполнитель был задержан. Он пришел и сказал: "Я понял, что вы меня расшифровали, но мне поручили. Хотите, я шлепну заказчика?" Я ответил: "Пусть живет, просто ты должен очень долго выполнять заказ на мое убийство". И дал ему деньги.

- Вам самому приходилось поручать убийство кого-то?

- На такие вопросы руководители спецслужбы отвечают либо после смерти, оставляя записки, либо вообще не отвечают. Этот вопрос я оставлю без комментариев.

- Шеварднадзе, приходя к власти, пользовался чрезвычайно жестокими методами?

- Нет. Но сейчас арестованы три сотрудника безопасности, которые уже дали показания: "Гиоргадзе нам поручил вас застрелить".

- Они врут?

- Когда вы получаете дозу 220 вольт при 0,5 ампер с периодичностью 3 - 5 минут, вы подпишетесь под тем, что и Кеннеди, и Ганди, и Кирова одновременно убили именно вы.

- Почему он отстранил вас от должности?

- Здесь концептуальные расхождения. Начиная от внешнеполитических ориентиров Шеварднадзе - до его видения внутренней политики, обустройства Грузии. Был период, когда он очень близко прижимал меня к груди. Это было связано с гражданской войной, тогда я был нужен.

- Кого считает своими врагами Шеварднадзе?

- "Мхедриони", Гиоргадзе, коммунистов. Внешние враги - Абхазия и Россия.

ВОЙНА С АБХАЗИЕЙ ПОДГОТОВИЛА ГРУЗИЮ К СНГ

- Есть ли у Шеварднадзе серьезные попытки восстановить целостность Грузии?

- Когда противники Шеварднадзе на митингах выкрикивали, что он продал Абхазию, это не воспринималось. Но стоило подумать: март 1992 г. - Шеварднадзе возвращается в Грузию. Абхазия в составе Грузии. Затухающий осетинский конфликт. Но вскоре начинается война в Абхазии. Политику с таким опытом избежать ее было бы делом чести. Дальше - хуже. Грачев предложил ввести туда определенное количество войск и все там затормозить. Это было реально, но Шеварднадзе предпочел другой путь. Однажды его спросили: "Почему же мы не вошли в СНГ?" (Кстати, почему мы, грузины, были против Гамсахурдиа? Потому что он пошел на изоляцию от России. Все ждали Шеварднадзе: при нем мы сразу вольемся в СНГ и заживем, как люди.) Он ответил, что "народ был не готов". И оппозиция ему нервно сказала: "И что, войной в Абхазии вы подготовили народ, чтобы вступить в СНГ?" В принципе да, это так.

- Однако в развязывании войны с Абхазией были виновны и спецслужбы... Можно было ее предотвратить?

- Предотвратить могли. Не вводить войска в Абхазию, обратиться к России, Азербайджану, Армении, создать коалиционные войска, обеспечивающие проход. Ведь предлогом послужил грабеж железнодорожного транспорта. И действительно это было.

Надо было выставить посты и обеспечивать сохранность. Но разве Шеварднадзе не знал, что у нас была за армия? Он что, не знал, что это будет грабеж и кровопролитие?

- Когда пал Сухуми, Шеварднадзе приехал туда, заявил, что он будет оставаться там до конца. И тем не менее он оттуда благополучно улетел на вертолете...

- В чем его нельзя обвинить, так это в трусости. Нет, он не трус. Даже военные, которые были рядом с ним, разбегались, а он - нет. Но все равно и не герой наш главнокомандующий. Как можно было бросить население, не подготовить его отход, эвакуацию... Представьте себе, когда в мороз 80-летнюю старуху ведут 65-летняя дочь и 60-летний сын... Уходят без всяких перспектив. Сейчас по Грузии таких 300 тысяч. Он говорит им: "Я вас верну в любом случае. Или политически, или силой. Войду туда и там все растопчу".

- Вы утверждаете, что могли бы предотвратить войну. Но почему тогда не предотвратили?

- Думаю, что по большому счету Шеварднадзе нужен был враг. Он приехал в Грузию, раздираемую противоречиями. Объединяющей идеи у него не было. Да и сегодня нет. А Абхазия давала повод со всех сторон: транспорт, сепаратизм... Но любой сепаратизм мог бы закончиться за столом переговоров. Он это прекрасно знает. Но ему нужен был враг. И он его получил.

Он думал своим авторитетом решить две проблемы: объединить нацию вокруг врага и заодно решить абхазскую проблему.

- По-вашему, как получается? Он ни на что не способен...

- Он не большой политик, а человек, побывавший в большой политике. Причем он ничего не привносил, он отдавал. Германия... "Пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста..." Это было легче. Он не имел команды. У него и сейчас ее нет. И по жизни никогда не было. Его всегда окружали диаметрально противоположные, друг друга почти ненавидящие люди. "Разделяй и властвуй" - в самых худших коммунистических традициях. Результат - налицо.

Вся бывшая партноменклатура опять всплыла. Опять она на ключевых позициях, опять задает строй нашему светлому будущему. Но это не пройдет. Это уже прошлое.

- Стал ли он богат после Германии?

- Я сказать не могу. Знаю, что он не самый бедный - это точно. Но внешне это никак не выражается, нет каких-то излишеств. Я не могу сказать, что Шеварднадзе жирует. Хотя за границей у него работает сын и учится внук.

Капитал, если он есть, придает уверенность и в действиях, и в политике. Если бы существовала экспертная комиссия, независимая, серьезная, то она бы установила, что 2,4 миллиона долларов из одного заграничного кредита будут использованы для его предвыборной кампании. Это то, что известно.

РОССИЙСКИЙ ЧИХ ВЕДЕТ К ГРУЗИНСКОМУ ГРИППУ

- Шеварднадзе недавно высказался, что в России найдутся силы, заинтересованные в нестабильной Грузии. Какие силы он имеет в виду?

- Прежде всего военных.

- Как вы прогнозируете свою жизнь и будущее Шеварднадзе?

- Через пару лет Шеварднадзе будет вынужден уехать из Грузии. Мое будущее... Здесь тумана больше.

- С вашей точки зрения, куда пойдет Грузия?

- Наши предки 600 лет назад сделали выбор, 200 лет назад закрепили его. То есть Грузия есть, была и будет в хороших отношениях с Россией. Грузия без России ни туда, ни сюда. В этом - благополучие народа Грузии.

- Когда республики входили в состав СССР, то у многочисленных народов Грузии и мысли не возникало воевать внутри своей страны, потому что у Грузии был один большой враг - Россия?

- Никогда Россия не ассоциировалась с врагом. Этого не было в народе. Когда Гамсахурдиа попытался указать на север и сказать: вот откуда все наши напасти и беды, тогда он стал антинародным, его отвергли. Когда вы в Москве чихаете, у нас, в Грузии, - двустороннее воспаление легких. Когда вы здесь улыбаетесь, мы у себя свадьбу играем. Малейшие перемены в Москве сказываются не только на Грузии, но и на любой постсоветской республике.

Не будет Грузия счастлива, если она закроет глаза и отвернется от "sup"1"/sup"/"sub"6"/sub" части суши, единоверной и надежной во всех отношениях, проверенной веками. Путь Грузии на Запад лежит через Россию.

Смотрите также: