"Святки, то есть святые дни - двенадцать дней от Рождества и до Крещения. Они называются и св. вечерами, может быть, в воспоминание событий Рождества и Крещения Спасителя, свершившихся в ночное или вечернее время. Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова церковь начала с древних времен... Между тем святость этих дней и вечеров во многих местах нарушалась гаданиями и другими суеверными обычаями, уцелевшими от языческих празднеств того же времени года".
ТАК популярно объясняет, что такое Святки, энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, приводя, естественно, даты по старому стилю. Есть в этой заметке и второй пласт, куда более глубокий и древний, нежели "верхний", христианский. Святки-то праздновали еще аж за три тысячи лет до Рождества Христова древние шумерийцы, халдеи и ассирийцы... От Шумера и Вавилона идет обычай отмечать двенадцать дней в начале года шумными карнавалами и мистериями, народными празднествами. А ночи на восьмой и одиннадцатый день посвящались гаданиям.
Если у халдеев новый год начинался весной, в день весеннего равноденствия, то у египтян - зимой, во время зимнего солнцестояния. В ночь с 24 на 25 декабря из храмов выносили статую Исиды с младенцем Гором (сыном ее и Озириса). И затем тоже двенадцать дней веселился народ. В эти дни нельзя было наказывать детей, рабов, работать, вершить суд. А на двенадцатый день, то есть 6 января, шумные процессии направлялись к Нилу, люди бросали в него фигурки бога с криками: "Озирис воскрес!".
Священное 12-дневье распространилось по всему Средиземноморью. В Древнем Риме эти дни назывались Сатурналиями, в честь бога плодородия Сатурна. Начинались они 25 декабря, в день рождения Солнца великого, непобедимого.
У славян вавилонские мистерии получили название колядок. Обрядность этих дней - игровая, но когда-то, в глубокой древности, носила в высшей степени серьезный, магический характер, направленный на то, чтобы рос хлеб и плодился скот, чтобы в доме был достаток, в семье - счастье, но прежде всего - чтобы не прекратилась жизнь.
Канонизировав двенадцать дней как святые, колядование тем не менее церковь так и не признала. В Священном законодательстве прямо запрещалось "в навечерие Рождества Христова и в продолжение Святок заводить по старинным идолопоклонническим преданиям игрища, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни".
Еще строже преследовались гадания. В средние века гадалок, как бесовских слуг, связанных с нечистой силой, просто сжигали на кострах. Но наступали Святки, и... "Раз в крещенский вечерок девушки гадали, за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали". И в какую сторону падал носком башмачок, оттуда должен был явиться жених, а если носок смотрел на дом, значит, не суждено в этом году выйти хозяйке замуж. Такая вот была примета. Кстати, ей верили не только на Руси, но и в Италии, Испании, во Франции - по всей Европе. А вот снег "полоть" - это уже чисто русский обычай. В светлую ночь собирались девушки за околицей и пригоршнями бросали снег против ветра. Если снег падал звучно, это предвещало молодого красавца-жениха, если неслышно да криво - быть за глухим или стариком.
Распространены были также гадания на зерне: "Кормили счетным курицу зерном". Брали ночью с насеста курицу, рассыпали перед ней зерно, а дальше загадывали: склюет или нет, а если склюет не все, что остается - чет или нечет?
А еще гадали на растопленном воске или на зеркале. Впрочем, что пересказывать, все это прекрасно описано Пушкиным в пятой главе "Евгения Онегина".
Гадания были привилегией женщин. Самыми "верными" считались гадания на восьмой день Святок. Ночь на восьмой день приходится аккурат на 1 января. По христианскому календарю он еще называется днем Святого Василия.
Так что, дорогие женщины и особенно девушки на выданье, не спите на Василия, а погадайте на счастье - свое и своих близких.
Смотрите также:
- Да снизойдёт на нас благодать Святаго Духа →
- Суточный круг церковного богослужения →
- "Освящается верба сия..." →