ТЕР-ОВАНЕСЯН ПЕРВЫМ ИЗ ЕВРОПЕЙЦЕВ ПРЫГНУЛ НА 8 МЕТРОВ. Звезды остаются с ним

   
   

Людей с такими судьбами обычно называют счастливчиками. В 1990 году накануне выборов президента тогдашней Федерации легкой атлетики СССР один из спортивных чиновников, мучаясь, "на кого же поставить" - на руководителя управления Спорткомитета или на его конкурента Игоря Тер-Ованесяна, обратился за советом к... астрологу. И получил, как любят сейчас говорить, однозначный ответ: "Ставь на Тер- Ованесяна, звезды за него!" Через день Игорь с огромным преимуществом стал президентом Федерации...

ПЕРВОЕ появление Игоря на всесоюзной арене относится к послевоенному году, когда ему только минуло восемь лет. Очевидцы тогдашнего парада в честь Дня физкультурника на Красной площади столицы еще помнят, как известный тяжелоатлет Серго Амбарцумян вышел в центр площади, держа на груди штангу, на концах которой были огромные шары. Из этих шаров на брусчатку выбежали юные футболисты, среди которых был и Тер-Ованесян, и разыграли импровизированный матч перед самим Сталиным. Ну а если говорить серьезно, то Игорь если не родился, то вырос-то уж точно на стадионе, поскольку его отец Арам Аветисович Тер-Ованесян в прошлом был рекордсменом СССР в метании диска.

В детстве Игорь прошел отличную легкоатлетическую подготовку в львовской спортшколе под руководством тренера Дмитрия Оббариуса. Юный Тер-Ованесян с одинаковым успехом бегал спринтерские и барьерные дистанции, прыгал в высоту и длину. Именно в прыжках в длину он и нашел свое спортивное призвание.

Он первым среди советских прыгунов стал чемпионом Европы и двукратным призером Олимпийских игр, первым среди европейцев прыгнул на 8 метров, стал победителем открытого первенства США и в 1962 г. установил мировой рекорд - 8 метров 35 сантиметров! Именно тогда он среди приятелей и болельщиков получил прозвище - "Тер", и это звонкое слово летело с трибун во время захватывающих поединков Игоря с сильнейшими атлетами мира.

Казалось, что спортивные успехи даются ему без труда и путь его в спорте всегда будет безоблачен. Зимой 1959 - 1960 г. он в межсезонье уехал в снежные Карпаты и там, катаясь на лыжах, получил страшную травму бедра. До Олимпийских игр в Риме оставалось ровно полгода... Но он по-прежнему верил в свою счастливую звезду. И не ошибся - летом на олимпийском стадионе Рима он прыгнул на 8,04 и впервые стал бронзовым призером Олимпиады.

И все же в жизни Игоря есть один день, вот уже многие годы окрашенный в черный цвет. Это день 18 октября 1968 г. В олимпийский Мехико Тер-Ованесян приехал в ранге рекордсмена мира и одного из фаворитов предстоящих стартов. Незадолго до Олимпиады на чемпионате СССР в высокогорном (как и Мехико) Ленинакане ему, правда, с небольшим заступом удался прыжок за 8,60, что позволяло с оптимизмом ждать олимпийского старта. Игорь понимал, что ему, тридцатилетнему, судьба отпустила последний шанс стать олимпийским чемпионом. Вечером 18 октября на старт прыжка вышел высоченный негр с мало кому известной фамилией Бимон. Попутный ветер достигал скорости 2 метра в секунду, и Боб Бимон, поймав этот порыв, начал разбег. Он высоко взлетел над ямой и приземлился в самом ее конце. На табло вспыхнули невиданные доселе цифры нового мирового рекорда - 8 метров 90 сантиметров. В этот момент навсегда была похоронена мечта Игоря о золотой олимпийской награде...

Немногие способны вынести такой удар. А Игорь уже через год в третий раз стал чемпионом Европы, успел выступить и на своей пятой Олимпиаде и, закончив активную карьеру прыгуна, надолго остался в своей родной сборной команде страны, став ее тренером. Сейчас уже мало кто знает, что именно ему обязаны своими первыми титулами чемпионов мира прыгуны Сергей Бубка и Геннадий Авдеенко, которые позже стали и олимпийскими чемпионами. Тогда, в 1983 г., Игорь под свою личную ответственность взял молодых спортсменов на чемпионат в Хельсинки, хотя ни по каким критериям они в команду попасть не могли: в отборочных стартах на тогдашней Спартакиаде народов СССР оба не вошли даже в пятерку лучших. Однако, вопреки указаниям начальства и, казалось бы, здравому смыслу, Тер пошел на риск, и звезды в очередной раз его не подвели!

Под руководством Тер-Ованесяна сборная СССР провела ряд блестящих выступлений на чемпионате Европы, мира и Олимпийских играх в Сеуле и Барселоне. К счастью, в российском спорте еще не разучились оценивать людей по их профессиональным качествам (что, к слову сказать, и помогает ему держаться на плаву), и Игорь Тер- Ованесян занял место заместителя председателя Комитета РФ по физической культуре и туризму. Не расстается он и с легкой атлетикой, активно сотрудничая в российской и международной федерациях.

Некоторое время назад Игорь Арамович стал дедом, но по свидетельству всех, кто его знает и общается с ним, он очень мало изменился и внешне и внутренне, по сути оставаясь тем же Тером, что и тридцать лет назад.

Смотрите также: