ТЕРРОРИЗМ - ПОРОЖДЕНИЕ ВОЙНЫ. Можно ли договориться с бандитами?

   
   

Директор ФСБ Михаил БАРСУКОВ: За время операции в Первомайском уничтожено 153 боевика, 30 взято в плен. Освобождено 82 заложника. Со стороны федеральных сил было задействовано 2 414 военнослужащих. 26 из них погибли, 95 - ранены.

Задержан родной брат Салмана Радуева. Всего братьев пятеро. Вообще непримиримых боевиков в Чечне насчитывается до 1000 человек. Их руки - по локоть в крови, и они знают, что снисхождения для них не будет, отступать им некуда. В банде Радуева было несколько женщин-снайперов. Одна из них - славянка, стреляющая с 300 метров в десятку несколько раз подряд, задержана. Остальные убиты. Задержан и подрывник, белорус. Договариваться о чем-то с такими людьми невозможно.

Генерал Валентин ВАРЕННИКОВ, фронтовик Второй мировой, Эфиопии, Анголы, Сирии, Афганистана. Приходилось ему встречаться не раз и с местными Дудаевыми: Не могу говорить отдельно о событиях в Первомайском, Кизляре, Буденновске. Все надо рассматривать в общей связи. Дело в том, что я приверженец того, чтобы любые проблемы такого рода разрешались только переговорным путем. Я более 4 лет был в Афганистане. Возглавлял представительство Минобороны СССР.

Когда там проводилась политика национального примирения, этой проблемой занимались не столько афганцы, сколько мы, русские, советские. Встречались с противоположной стороной и договаривались. В том числе и я. У меня было несколько сотен встреч с главарями банд. Договаривались через наших разведчиков о месте встречи. Я приезжал к ним в полевой форме генерала армии только с переводчиком, без охраны и без оружия. Каждый из них, естественно, появлялся с охраной и до зубов вооруженным. Я вынимал из кармана Коран и говорил: "Теперь давай беседовать, с нами Коран". И договаривались. Сделали так, что дорога в тысячу километров от Кушки до Кандагара не обстреливалась. По ней свободно ходили наши колонны и колонны правительственных войск. Приходилось, конечно, идти на компромисс: закрывать глаза на их контрабандную торговлю с Ираном. Что они возили - меня не касалось.

Второе. Если какая-то банда нападает, ее надо уничтожить. Это принципиально.

Виталий КИЙКО, подполковник, московский ОМОН: Бандиты захватили в заложники не омоновцев из Новосибирска, а сотрудников милиции, патрульно-постовой службы, которых просто подставили, то есть дали команду не стрелять. А абреки, пустив вперед женщин, их дезинформировали и разоружили. С нами такой номер не пройдет. Пусть они пускают впереди, кого хотят. Мы знаем, что все равно живыми не останемся, уж разоружаться не будем.

Александр ЛЕБЕДЬ, народный депутат: Гибель заложников произошла в результате некомпетентности руководства силовых структур и безответственности правительства. Нужно вернуть в силовые структуры компетентных работников, которые умеют бороться с бандитами. А тех должностных лиц, кто создал условия для подобных выходок, нужно привлечь к ответственности.

Дмитрий ЯЗОВ, бывший министр обороны СССР: По-моему, в Первомайском были абсурд и ложь. Как там у дудаевцев мог появиться опорный пункт, если они только что в село пришли? И если он у них был, почему наши войска не были укреплены? Никаких снайперов у федералов, судя по обстановке, не было. Но главное, что не было единого начальника, ведь бой организует командир. Если Барсуков и командовал операцией, то, видимо, не здорово. Взаимодействия частей не было.

Полковник запаса, бывший ракетчик Сергей АРКАДЬЕВ: Я удивляюсь, как газеты и ТВ иронизируют над нашим Президентом. Дал он им волю, и они же "ату его, ату!" Известный говорливый кинорежиссер утверждает, что Ельцин, дескать, выпивает. А что он с ним пил, что ли, или по совместительству наркологом является, и поэтому определить смог? Не дело это!

Когда, интересно, окружение царей, генсеков и президентов состояло сплошь из кристально честных и умных людей? Они на то и "окружение", чтобы интриганами быть. Вот и сейчас Ельцина с Первомайским подставляют, а он, верящий еще в людскую порядочность, озвучивает их ошибки. А ошибка, по-моему, лишь одна: слишком мягко с Чечней обходятся. Жалко, не я на командном пульте сижу, я бы ее, как Даманский, всю перепахал. А они с бандитами пехотой воюют. Ковровые бомбардировки надо было применять, а не ребят из СОБРа класть! Война, так война! Забыли, что мы такую махину, как Германия, одолели. Ведь русские не сдаются. Надоело про переговоры слушать. Как можно с теми, кто грудных детей в заложники берет, миндальничать?

Сергей КОВАЛЕВ, правозащитник: Терроризм с захватом заложников - самое страшное и подлое преступление. Это не диверсия. И с терроризмом практически невозможно бороться, он ставит государственную власть в особые условия. Ситуация в Первомайском была спровоцирована планом по уничтожению террористов любой ценой. Бесславные результаты штурма подготовило само федеральное командование.

И главное - упорное отстаивание стратегии об уничтожении террористов любой ценой с абсолютным равнодушием к судьбе тех, во имя кого операция и проводится. Терроризм не прекратится, наоборот, обстановка в Чечне явно постепенно развивается в сторону подобных действий. Тем более что кровная месть для чеченцев - святое дело. Человек, отказавшийся от нее, - трус, опозоривший себя. И решимость боевиков на кровную месть нужно рассматривать на фоне авианалетов на мирные кварталы, уничтожения женщин, стариков и детей, мародерства, расстрелов без суда и т. п. Этот фон и подталкивает боевиков на такого рода акции.

Подготовил Александр САРГИН.

Смотрите также: