Откуда берется столько денег у кандидатов в президенты для ведения своей рекламной кампании? Этот вопрос содержится во многих письмах наших читателей.
КАК нам разъяснили в пресс-службе Центризбиркома, кандидат на пост президента, согласно закону, может создать собственный избирательный фонд, который размещается на временном спецсчете в Сбербанке. За хранение этих денег кандидат в президенты не получит никаких процентов. Фонд создается: 1) за счет собственных средств кандидата. Размер его вклада не должен превышать 57, 75 млн. руб.; 2) средств, выделенных избирательными объединениями, - не более 2887, 5 млн. рублей; 3) добровольных пожертвований физических лиц - не более 2887, 5 тысячи руб., а каждое юридическое лицо может внести не более 288, 75 млн. руб. 4) средств, отпущенных Центризбиркомом. Но сколько - не прописано ни в законе о выборах президента, ни в инструкции Центризбиркома. Но тем не менее первому зарегистрированному кандидату Геннадию Зюганову уже выделили 150 млн. рублей. И, говорят, после утверждения полной сметы расходов Центризбиркома и сокращения числа кандидатов Зюганову могут добавить еще несколько "халявных" миллионов.
По правилам не допускаются пожертвования иностранных граждан и организаций, а также совместных предприятий, в уставном капитале которых доля иностранного капитала составляет более 30%.
Свой избирательный денежный фонд с таким "уставным капиталом" кандидат может создать после сбора миллиона подписей и регистрации в качестве кандидата на пост Президента РФ.
Средства фонда, по закону, разрешено использовать только для финансирования предвыборной агитации.
Несмотря на это некоторые "непроходные фигуры" выдвигают себя в президенты не только для того, чтобы сделать на этом какое-то имя, но и для того, чтобы заиметь эти 14,5 млрд. руб. И поэтому они уже сегодня начали тратить деньги из будущего фонда на покупку подписей избирателей.
Здесь тоже свои правила: чем менее известен кандидат, тем дороже оплачивается поданная за него подпись. Последние ставки - от 2,5 тыс. до 10 тыс. руб. Однако эти затраты вряд ли окупятся: финансирование инициативных групп, собирающих подписи, не предусмотрено законом. Поэтому соответствующую статью можно найти лишь в Уголовном кодексе, ведь деньги, получаемые от покупки подписи, - не что иное, как "черный нал".
Кроме того, многие избиратели в целях наживы продают свою подпись не по одному разу и не только за одного кандидата. А это тоже нарушение. Бывает и так, что оскорбляют и избивают представителей инициативных групп, собирающих подписи. Чтобы не допускать подобных инцидентов и мошенничества при сборе подписей, Валерьян Ильичев, вице-президент Центра безопасности гражданина и общества, созданного под эгидой комиссии по безопасности, считает, что было бы неплохо, если бы Центризбирком рекомендовал центральным газетам публиковать за соответствующую плату подписные листы каждого претендента.
А чтобы в дальнейшем избранники народа не встали на путь коррупции и не расплачивались за оказанную услугу, необходимо публиковать списки коммерческих и финансовых структур, поддержавших того или иного кандидата на пост президента.
По окончании предвыборной кампании все неизрасходованные средства избирательного фонда кандидат обязан вернуть тем, кто помогал собирать ему этот "капитал". Но не каждому захочется возвращать чужие деньги. Поэтому некоторые кандидаты с первых же дней своей предвыборной кампании могут попытаться создать еще один фонд - "теневой", куда можно будет перечислять деньги из контролируемого ревизионной комиссией фонда.
Для этого деньги путем обналичивания выводятся из-под контроля. Например: заключается договор с издательством на изготовление рекламной продукции, а сумма оплаты намеренно завышается в несколько раз. Телевидение якобы "требует" сумму, превышающую номинальную стоимость рекламы. Разница при этом идет в теневой фонд в виде наличных денег. Словом, наш человек везде найдет лазейку. Были бы только деньги...
Смотрите также:
- В коридорах власти. Выпуск от 07.08.2003 →
- Налоги, которые нас обирают →
- 500 товаров под контролем →