ПОДРОБНОСТИ. Выборы: любовь и страх

   
   

Когда в мозгах у избирателя "разброд и шатание", существуют десятки причин, которые могут подтолкнуть его к тому или иному выбору. Какая из них сработает, почти невозможно предсказать заранее и даже объяснить постфактум. Попытку сделать это предпринял президент Московского психоаналитического общества Сергей АГРАЧЕВ.

- Поддается ли рациональному объяснению тот факт, что в начале года за Ельцина были готовы проголосовать лишь 6% избирателей, а на выборах он набрал почти 54%?

- Помимо чисто политических и экономических факторов, которые не входят в сферу моей компетенции, на президентских выборах проявились и некоторые тенденции из области глубинной психологии. Например, оба лидера в большой степени строили свою кампанию на прошлом. Зюганов обещал вернуть "прекрасное прошлое", когда, по его же словам, "мы кормили полмира и еще треть вооружали". Ельцин тем же самым прошлым пугал: "Будет вам колбаса по два двадцать, но строго по талонам".

Тема эта в условиях России не случайна. Мы со своим прошлым разбираемся давно и довольно-таки безуспешно, так что старый афоризм о том, что Россия - страна с непредсказуемым прошлым, остается в силе. Но любопытно, как претенденты использовали это наше прошлое. Ельцин эксплуатировал страх перед ним. Ельцинская предвыборная кампания была нацелена на возбуждение сознательного или даже бессознательного страха перед прошлым. На сознательном уровне был "колбасный вопрос". На бессознательном же всплывала тема коммунистического террора.

Зюганов пошел по диаметрально противоположному пути - он использовал любовь к прошлому: помните, как прекрасно мы жили в единой семье, где все люди были братья, а некоторые (как русский с китайцем) - даже "братья навек"! Будущее по Зюганову - это плохо забытое прошлое. У Ельцина вместо будущего вообще был тезис - "Если не я, то они" ("Голосуй или проиграешь!"). Тем самым он как бы рекомендовал народу выбрать меньшее зло.

Противопоставление страха и любви именно в этот исторический момент тоже не случайно. Эти две эмоции всегда присутствовали в отношениях россиян к своей власти. Для нас власть - это некая отцовская инстанция, которая может быть строгой, может - даже жестокой, но ее надо любить. Получилось так, что в нынешнем предвыборном раскладе страх сработал лучше любви.

- И Ельцин показал себя лучшим "отцом"?

- С точки зрения психолога - безусловно. Во-первых, он реальный "отец нации" с 1991 года - уж другой вопрос, хороший или плохой. Во-вторых, та часть любви к власти, которая свойственна россиянам, была им "приватизирована". Те, кто любит власть как таковую, вообще не различают коммунистов и демократов. И для них продолжатель дела Ленина - Сталина - это... Ельцин, как преемник государственной власти коммунистических вождей. Зюганов же, даром что он реальный продолжатель коммунистической линии, для этой довольно значительной группы населения лишь метил в "отцы". Так что можно сказать: если весь страх перед властью работал на Ельцина, то любовь россиян к власти они поделили пополам.

- Но ведь на самом деле все было еще сложнее. Многие в первом туре голосовали за одного, а во втором - за другого кандидата. Появились даже целые регионы - "перевертыши".

- Этот феномен еще предстоит объяснить. Возможен такой вариант: в первом туре избиратель голосует за коммунистов, вымещая тем самым всю горечь и обиду на нынешнюю власть. На второй тур он идет с чувством выполненного долга (показал властям кукиш). Тогда включаются другие, вполне рациональные соображения - что "коней на переправе не меняют", что "как бы хуже не было" - и человек голосует за Ельцина. В этом смысле два тура - хорошая психотерапевтическая процедура.

- Насколько, по-вашему, действенна политическая реклама?

- Вряд ли она может добавить кандидату больше нескольких процентов голосов. Если говорить о прошедших выборах, то реклама Ельцина была, конечно, более назойливой и вследствие этого более раздражающей, чем у Зюганова. С другой стороны, это, как ни странно, многим льстит. Власть явным образом заискивает перед конкретным Николаем Петровичем и Марьей Ивановной. Когда тебя ценит власть (пусть даже ясно как божий день, что через неделю о тебе забудут до следующих выборов), это рождает в душе ответное движение - поддержать. Что и было сделано.

Беседу вел Сергей ОСИПОВ

Смотрите также: