ПОДРОБНОСТИ. "Это была работа для лидера"

   
   

Успех Александра Лебедя в минувшей президентской кампании ошеломил многих его соперников - Зюганова, Явлинского, Жириновского. Но было бы наивным считать, что генерал всего добился сам.

"Коллективным членом" команды Лебедя стал Институт системных исследований и социологии (ИСИС) и его директор Евгений ЧЕРЕПАНОВ.

РАНЬШЕ ИСИС работал с аналитическими центрами Администрации Президента и Государственной Думы, с командами Г. Попова и Ю. Лужкова, с партиями В. Жириновского и А. Руцкого. Но все эти работы носили исключительно коммерческий характер, находились строго в рамках отношений "заказчик - исполнитель". С командой же А. Лебедя впервые для нас было иное: это была работа для Лидера и за Идею.

- А какие работы выполнялись помимо ИСИС? И кем?

- С Александром Ивановичем постоянно работали группа очень сильных аналитиков и группа советников по направлениям. Последнюю возглавлял академик, генерал в отставке В. А. Кривилев. Организационные мероприятия успешно реализовал штаб кампании, возглавляемый бывшим подчиненным Лебедя в Приднестровье полковником Владимиром Петровым. Большую помощь оказали ряд общественно-политических организаций и группа поддержки кандидата, душой которой был Виталий Соломин.

- В чем же особенности проводимой вашей группой рекламно-политической кампании?

- Их было две. Негативная состояла в том, что нашей группе пришлось за две недели выполнить объем работ 2,5 - 3 месяцев. Позитивная же состояла в том, что в содержании рекламы нам не пришлось ничего выдумывать. Я имею в виду то, что у нас был готовый образ действительно крупномасштабного человека, обладающего цельным спектром идей и готовым планом действий. Нам оставалось только донести этот образ и эти идеи до избирателей. А это, согласитесь, легче, чем, например, "лепить" публичный образ лидера русских патриотов из такого материала, как Владимир Вольфович.

- И все же существует мнение, что в наше время львиную долю успеха во всякой предвыборной кампании играет финансовая мощь кандидата.

- Это не совсем так. Наличие денег и возможностей реального доступа к средствам массовой информации действительно имеет большое значение. Но не определяющее. К слову, финансовые возможности кампании А. Лебедя были относительно невелики. В политической рекламе наиболее важна личность самого кандидата. Без нее все остальные компоненты предвыборной агитации "уйдут в песок". Свежий тому пример - кампания Брынцалова и Шаккума.

- А как реально состоялся альянс А. Лебедя с Б. Ельциным? Почему генерал согласился занять должность секретаря Совета Безопасности? Были ли ранее ему сделаны предложения о посте министра обороны?

- Почетное третье место не избавило Александра Ивановича от выбора - стать бывшим кандидатом в Президенты или остаться в большой политике, примкнув к одному из двух победивших претендентов. Деятельная натура генерала однозначно требовала второго пути. При этом решении колебаний, кого выбрать, Ельцина или Зюганова, для А. Лебедя фактически не было - полное неприятие партноменклатуры и "ценностей социалистического строя" автоматически делало его потенциальным сторонником Президента.

Кроме того, как мне кажется, их альянсу способствовала и некая духовная близость. Александр Лебедь чем-то похож на молодого Ельцина. Тот же здоровый напор умного, уверенного в себе, сильного и доброго человека.

Что касается поста министра обороны, то могу сказать, что с февраля по май включительно Александр Иванович, как мне известно, достаточно регулярно получал приглашения от некоторых государственных мужей обсудить перспективы и условия занятия им этой должности. Но полагая, что как политик он уже "перерос" этот пост, от такого рода переговоров А. Лебедь систематически уклонялся.

Смотрите также: