ПОДРОБНОСТИ. "Росвооружение": дележ наследства

   
   

После отставки близких к Ельцину людей - его главного телохранителя Александра Коржакова, директора ФСБ Михаила Барсукова и их "духовного отца" первого вице- премьера Олега Сосковца осталось богатое наследство. За него и разгорелась нешуточная драка.

СВЕРХСЕКРЕТНАЯ государственная компания по экспорту и импорту вооружений и военной техники "Росвооружение" в разговорной речи обычно сокращается до двусмысленного "Росвор". И, надо сказать, не без основания. Судя по письму Генерального прокурора РФ Юрия Скуратова президенту России от 7 июня 1996 года, Генпрокуратурой расследуется уголовное дело о сокрытии доходов от налогообложения в особо крупных размерах и совершении незаконных сделок с валютными ценностями.

Есть материалы проверки деятельности "Росвооружения" Контрольным управлением при президенте и Контрольно- ревизионным управлением Минфина России. Вот некоторые цифры. Так, в 1995 году "Росвор" скрыл от налоговых органов прибыль на сумму свыше 137 миллиардов рублей, в бюджет недополучено около 44 миллиардов рублей. На 90 миллионов долларов заключено незаконных сделок с валютными ценностями. Сам президент взял это дело под свой личный контроль.

СЕКРЕТНОЕ ОРУЖИЕ - В ПОДАРОК

ВПРОЧЕМ, и раньше руководство страны не оставляло своим вниманием главную российскую фирму, торгующую оружием. Например, известно постановление правительства России от 30.12.1993 года за N 1353, Указ Президента РФ от 24.11.1994 года N 2109 и его же распоряжение от 17.02.1995 года N 75-рп. Все эти документы в той или иной мере были направлены на то, чтобы навести порядок в этой организации.

Вот цитата из материалов проверки компании Контрольным управлением администрации президента России: "При поддержке бывшего заместителя председателя Правительства Российской Федерации Г. С. Хижи Государственной внешнеэкономической компанией "Спецвнештехника" (президент - генерал-майор В. Г. Брайловский) были проданы в октябре 1992 г. либерийской фирме "А Биндер ИНК" с поставкой в Великобританию новейшие единичные образцы танка Т-80У, зенитно-ракетной установки Тунгуска" - с комплектом ракет, боеприпасов и другого военного имущества общей стоимостью 10,7 млн. долларов. Однако в указанный период военно-техническое сотрудничество с Великобританией не осуществлялось. Более того, танк Т-80У в соответствии с Указом президента Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. N 1621с подлежал поставке на экспорт только с 1993 г., а экспорт "Тунгуски" вообще не предусматривался".

Тогда со своих постов сняли не только руководство компании, но и покровительствовавшего ему вице-премьера Г. Хижу. Проверка также показала, что новейшие секретные образцы российского оружия "еще до начала их серийного производства" дарились членам иностранных делегаций.

БОРЬБА ЗА "ХЛЕБНОЕ" МЕСТО

МЕЖДУ тем, до последнего времени объемы торговли российским оружием были низкими. В 1992 году мы продали его на 2,3 млрд. долларов, в 1993-м - на 2,5 млрд., в 1994-м - на 1,7 млрд. долларов США. И только в течение последних двух лет впервые наметилась устойчивая тенденция роста экспорта российского вооружения. В 1995 году Россия продала за границу оружия и военной техники на сумму более чем в 3 млрд. долл. и наконец вернулась на второе место после США в этом самом выгодном виде бизнеса. В последующем планировалось выйти на рубеж в 6 - 7 млрд. долларов. Именно такую задачу ставил своим подопечным негласный куратор "Росвооружения" Александр Коржаков. Но сейчас она вряд ли выполнима.

После отставки Коржакова началась битва за самый лакомый кусок валютного пирога.

В спор за влияние на компанию вмешались не только различные кремлевские группы, но и криминальные структуры. Так, банки, контролируемые подольской и солнцевской преступными группировками, пытаются установить контроль над оружейным бизнесом, поставив во главе "Росвооружения" своих ставленников. Но 7 июля 1996 года распоряжением Пр- 1553, адресованным Виктору Черномырдину и Александру Лебедю, Борис Ельцин повелел: "Считаю нецелесообразным на данном этапе проводить какие-либо организационные и кадровые изменения в эффективно работающей системе военно-технического сотрудничества с зарубежными странами, особенно в Государственной компании "Росвооружение".

Однако уже в августе с должности представителя президента в этой компании отозван маршал авиации Евгений Шапошников. На его место прочили бывшего командующего ЗГВ Матвея Бурлакова. И лишь в самый последний момент, благодаря вмешательству Александра Лебедя, это назначение не состоялось.

На "хлебные" места в "Росвооружении" претендентов хватало всегда. Ведь только там офицеры и генералы получали коммерческие зарплаты и премии. Например, в марте 1994 года руководство компании имело по 15 тысяч долларов в месяц только премиальных.

Смотрите также: