УБЫТКИ ВОЕННОЙ ТОРГОВЛИ В 1995г. СОСТАВИЛИ 113,1 МЛРД. РУБ. КОРМУШКА

   
   

Уже не первый год Главное управление торговли Министерства обороны (ГУТ МО) сотрясают громкие скандалы. И вот новый -14 июня 1996 г. арестован генерал- майор Виктор Царьков, который до 12.декабря 1995 г. был начальником этого ведомства, и два его заместителя: полковники Яков Филиппов и Владимир Белый. Главной военной прокуратурой начато уголовное дело N 29/00/0011 - 96 г.

В ОБЪЯТИЯХ ТОРГОВОГО "СПРУТА"

КРИМИНАЛЬНЫЙ шлейф за руководством военной торговлей тянется уже давно. И не только за арестованной отнюдь не "святой" троицей, что сидит сейчас в Лефортово. Их предшественники тоже были не ангелами. Об этом, например, свидетельствует знаменитый доклад Юрия Болдырева Борису Ельцину "О грубом нарушении должностными лицами Западной группы войск и Минобороны России государственной и финансовой дисциплины при реализации высвобождаемого военного имущества и коммерческой деятельности".

Контрольное управление администрации президента совместно со специалистами Минобороны России, Министерства безопасности, Генеральной прокуратуры и Центробанка"накопали" столько, что до сих пор поражаешься, как виновным удалось выйти сухими из воды. Юрий Болдырев предложил президенту лишить воинского звания: генерал- лейтенанта Каракозова Григория Арамовича, бывшего начальника Главного управления торговли Министерства обороны Российской Федерации, генерал-майора Круглова Евгения Михайловича, бывшего заместителя начальника Главного управления торговли, генерал-лейтенанта запаса Садовникова Николая Григорьевича, бывшего начальника Главного управления торговли Министерства обороны СССР.

Но даже символического наказания не последовало. Видно, многих из окружения президента держал в своих объятиях торговый спрут.

В этой связи определенный интерес представляет переписка самого близкого Борису Ельцину в те времена человека, его главного телохранителя Александра Коржакова с Павлом Грачевым. Поскольку речь идет не о государственных тайнах, а всего лишь о дополнительном отборе товаров в Германии и реализации их за рубли Главному управлению охраны РФ, приведем цитату из документов: "на основании письменного указания генерал-лейтенанта Каракозова Г. А. от 17 июля 1992 года ПРОДАВЕЦ продал, а ПОКУПАТЕЛЬ купил товары в сумме 1,5 млн. DM, в количестве и ассортименте, указанном в спецификациях..."

И далее идет длинный список, в котором куртки мужские замшевые, сумки дорожные, полуботинки, блузы женские, телевизоры "Айва", электрические чайники "Филипс", видеокамеры "Шарп" и многое другое. Расчет за товар производился путем конвертации рубля из расчета 1 марка ФРГ-63 рубля 69 коп. Что и говорить, выгодная покупка!

ТОЛЬКО ДЛЯ ИЗБРАННЫХ

В конце восьмидесятых в Будапеште моим соседом по дому был заведующий торговой базой. А работал я в одном здании с управлением военной торговли Южной группы войск. Окна моего редакционного кабинета выходили на склады базы.

Кажется, не было ни одного дня, чтобы к ее воротам не подкатывали начальничьи "Волги".

По-моему, в маршрут почти всех делегаций, прибывавших из Москвы в Будапешт, включали как главную "достопримечательность" Венгрии и внешне невзрачный склад моего соседа.

- У меня все схвачено, - тряс зав. базой перед моим носом волосатым кулаком, когда я ему грозил фельетоном. - Ты, корреспондент, этих людей только по телевизору да на трибуне видишь. У моей "кормушки" избранный народ отоваривается.

Во время всевозможных проверок к специфическому "обслуживанию" московского начальства привлекался "батальон смерти", или "гарем". Так звали в русской колонии Будапешта специально подобранных незамужних сотрудниц военной торговли, что жили в отдельных квартирах в городе. Точно такой же нештатный "публичный дом" существовал и в Германии, в Западной группе войск.

БАРЫШИ НА ГОЛОДАЮЩЕЙ АРМИИ

ДЕЛО нынешних руководителей военной торговли - громкое. Сам президент этим летом с гневом говорил на заседании Совета безопасности о безобразиях, творящихся в этой системе.

Например, в 1994 г. специальным постановлением правительства ГУТ МО было выделено 120 миллиардов рублей для закупки продовольствия, которое предназначалось военнослужащим, несущим службу на Крайнем Севере. Генералы Царьков и его первый заместитель Иванченко заключили с несколькими фирмами-посредниками соответствующие договоры на условиях предварительной оплаты. Почему-то в партнеры были взяты коммерческие структуры, общий уставный фонд которых был чуть больше 40 тысяч рублей. Им же генералы военной торговли перечислили по сути дела беспроцентный кредит на сумму 112,8 миллиарда рублей. Если прокрутить эти деньги даже по ставке Центробанка России, то это принесло бы более 52 миллиардов рублей дохода.

Ну а пока деньги делали деньги, на Крайнем Севере люди голодали или вынуждены были покупать продукты в военторгах по баснословным ценам.

По той же схеме осуществлялись махинации с бюджетной ссудой в 175 миллиардов рублей, выделенной правительством для обеспечения продуктами питания и товарами первой необходимости войск, выведенных из-за границы, а также осуществляющих миротворческую миссию в "горячих точках". Военторгам флотов и округов от этого лакомого бюджетного пирога снова достались одни крошки. Зато неизвестно, за какие заслуги по 75 миллиардов рублей оказались на счетах двух коммерческих предприятий: ''Фирмы- 22" и "ЛИК". О том, какую продукцию они поставляли в войска, говорит акт экспертизы ВО "Союзэкспертиза" и заключение Главного государственного врача г. Ленинска (космодром Байконур) о признании непригодными к использованию 19 контейнеров с мясными консервами производства ФРГ на сумму 3,8 миллиарда рублей.

По итогам работы за 1995 г. ГУТ МО получило убытки на сумму в 113,1 миллиарда рублей. Зато на счета почему-то полюбившихся фирм-посредников поступило 350 миллиардов рублей предоплаты за некачественные продукты, которые к тому же и поступали с большим опозданием. Никаких штрафных санкций "добрые" генералы военной торговли. К проштрафившимся коммерсантам не предъявляли. В результате только сумма упущенной выгоды составила более 140 миллиардов рублей.

КОММЕРСАНТЫ В ПОГОНАХ

НАВЕРНЯКА все это делалось не за красивые глаза. Сейчас следствие упорно развязывает узелки грандиозных афер. Судя по беспрецедентному давлению на бригаду молодых работников Главной военной прокуратуры, что ведут это уголовное дело, концы веревочки тянутся очень высоко.

Курирующий дело заместитель начальника следственного управления полковник юстиции Юрий Баграев рассказал мне об установленных фактах прослушивания телефонов сотовой связи его подчиненных.

На следователей по делу военной торговли оказывается иезуитское психологическое давление.

Несмотря на все принимаемые меры, идет "утечка" информации. Так, в строжайшей тайне планировавшиеся одномоментные обыски для многих подозреваемых не стали неожиданными.

Один из подследственных даже во время ареста апеллировал к очень высокопоставленным лицам. Пока еще рано называть их имена. Работники военной прокуратуры, несмотря на выходящее за всякие рамки телефонное и другое давление, строго соблюдая нормы права, ведут это непростое уголовное дело. Опасное для всех, кто с ним соприкасается.

Когда я после беседы с полковником Баграевым вышел из здания Главной военной прокуратуры, около метро "Фрунзенская" меня догнал человек без особых примет. Он назвал меня по имени-отчеству и вежливо попросил ничего не писать о деле Царькова. Он не угрожал, а только улыбался. Но от этой улыбки, честно признаюсь, мне и сейчас не по себе.

К сожалению, пока попытки в России докопаться до истины и наказать порок часто бывают безрезультатными. Взять, к примеру, так называемое дело руководства инспекции Гостехнадзора МО. Там тоже люди в погонах с немалыми звездами брали взятки в валюте за разрешение иностранным фирмам на поставку оборудования для военных городков, сооружаемых на дойчмарки.

Следствие по этому делу обладало "железными" доказательствами. Впервые об этих коммерсантах в погонах написал Дмитрий Холодов. Но его уже нет в живых. А взяточники отделались легким испугом. Военный суд выпустил их на свободу, приговорив к небольшим срокам - условно.

Не будет ли так же и в этом случае?

Смотрите также: