ЗА СЧЕТ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ ПОТЕРЯЛ 100 ТРЛН. РУБЛЕЙ. Александр Лившиц: "Делиться все же надо"

   
   

Каждый день в Министерстве финансов бывают сотни посетителей. И хоть бы один из них сказал министру: возьми, мол, денежек на государственные нужды. Все только просят, выбивают, требуют, вымогают. Особенно увеличилось число просителей перед утверждением бюджета на 1997 год.

- Александр Яковлевич, кто больше всех требует денег?

- Естественно, военные. В проекте бюджета на 1997 год это самая большая статья расходов. Впрочем, так было и раньше.

ЛИХА БЕДА - ЗАРПЛАТА

- ОДНА из главных сегодняшних проблем - зарплата работникам бюджетной сферы. Как Минфин намерен ее решать?

- Невыплаченная зарплата состоит из двух частей: одна финансируется федеральным бюджетом, вторая - местным бюджетом. Основная часть задолженности ложится на местный бюджет. Мы будем погашать свою часть долга по зарплате. Это можно сделать, только увеличив собираемость налогов в соответствии с действующим законодательством.

Сроки, когда будет ликвидирована задолженность по зарплате, назвать не могу. Одна из главных задач, которые приходится решать, - это расчищать бюджет от всякого рода денежных суррогатов, которые приносят бюджету все меньше и меньше так называемых живых денег. Именно живые деньги, а не векселя, не взаимные договоренности между должником и кредитором, государство платит в виде зарплат и пенсий.

А ЕСЛИ НАПЕЧАТАТЬ ДЕНЕГ?

- НЕКОТОРЫЕ политики и даже экономисты призывают напечатать денег и таким образом решить проблему неплатежей. Почему бы и нет?

- Есть такая идея. И дело даже не в инфляции. Вопрос в другом. Напрасно думают, что есть некий тайный станок в кабинете министра финансов, где печатают деньги. Их печатают на фабриках Гознака. Выпуск денег подчиняется определенным законам. И для того, чтобы их "выдать" побольше, нужно изменить целую серию законов. И в первую очередь - законы о Центральном банке и о Федеральном бюджете. Это довольно долгая история. Напрасно думают, что все просто: взял, напечатал и заплатил.

Я против того, чтобы натянуть один брезент над всеми и заплатить всем из кармана государства. Но ведь кто хорошо работает, а кто плохо, кто ворует, кто не ворует. Нельзя устраивать своеобразное отпущение грехов всем. Если, скажем, руководитель по каким-то причинам имеет на счетах деньги и не платит рабочим, а им вдруг заплатит государство, этим самым руководителю дают понять, что он делал правильно, когда не платил.

И третий аргумент. Экономика начинает преодолевать кризис, когда деньги становятся доступными для производителей, если их можно взять в банке. А деньги могут стать доступными лишь тогда, когда их цена под названием процент будет не выше 30% годовых. Такая вот магическая цифра. А если пойти на предлагаемые варианты и повысить инфляцию до 2,5 - 3% в месяц, то процентные ставки опять повысятся, кредиты вновь станут недоступными.

ВО ВСЕМ ВИНОВАТЫ МОНОПОЛИИ

- КАК найти выход из цепи взаимных неплатежей?

- В том, что предприятия не платят друг другу, виноват топливно-энергетический комплекс. Здесь все узлы противоречий. Я не говорю, что работники ТЭК виноваты и мешают жить всем остальным. Ему самому не платят. Помните сказку по Кощея: стоит дуб, на дубе сундук, в сундуке яйцо, в яйце игла... На мой взгляд, игла - это электроэнергетика. На ней все держится. Энергетическая сеть - естественная монополия. Она монопольна технологически, как и железная дорога. Я считаю, что своей тарифной политикой, которая проводилась в течение всех лет реформы, монополии загнали в угол экономику. И что самое поразительное, они загнали в угол самих себя.

Все меньше становится тех, кто способен платить за электричество. И все больше тех, кто не способен заплатить. Я в принципе выступаю за самое необычное решение - за снижение тарифов. Давайте посмотрим, что у них в себестоимости заложено. Может, нужно установить сравнительно низкие тарифы при условии железной платежной дисциплины. Но никаких отключений уже быть не должно. Решим эту задачу - покончим с неплатежами.

НАЛОГИ - ОСНОВА ПОЛИТИКИ

- КАК повысить собираемость налогов?

- Разными путями. Например, индивидуальной работой с крупнейшими неплательщиками. Сегодня 66 крупных предприятий держат за горло финансы всей страны. Более того, иные руководители прямо заявляют: не платил, не плачу и платить не буду. Главное, что мы от них требуем, - текущие налоговые платежи. Забудем пока про недоимки прошлых лет. Другой резерв - налоговые льготы. По данным Министерства финансов, объем льгот, предоставленных только налоговым законодательством, принятым депутатами Госдумы, составляет 100 трлн. рублей в год. Не было бы льгот, мы бы исправно платили и армии, и милиции, и пенсионерам.

- Не могли бы вы опубликовать список этих самых 66 злостных неплательщиков налогов, чтобы страна знала "своих героев"?

- Дело в том, что мне нужен конечный результат. Мне не нужен публичный эффект, где бы я показывал пальцем и разъяснял пенсионерам, кто "зажилил" их пенсию. Кроме всего прочего, это может вызвать гражданское противостояние и совершенно ненужную злость. К тому же абсолютное большинство неплательщиков - нормальные работоспособные предприятия. Публичность, огласка - это последнее средство.

Возможно, скоро я действительно попытаюсь опубликовать список предприятий. Но не нарушителей налоговой дисциплины, а тех, кто исправно платит и при этом хорошо работает. Большое количество предприятий платят все налоги, и с ними ничего плохого не происходит. Хочу произвести подсчет, сколько, скажем, дивизий ВДВ прокормили за счет своих налогов какой-то завод или банк, найду предприятие, которое по объему налоговых платежей содержит Большой театр либо всех учителей или врачей, скажем. Рязанской области. Страна должна знать своих героев не в переносном, а в прямом смысле.

- Насколько нынешний список неплательщиков отличается от прошлогоднего, который в свое время опубликовал Анатолий Чубайс?

- Я думаю, что он мало отличается от прошлогоднего. Это была крайняя мера. Но, к сожалению, несмотря на все усилия, справиться с нарушителями не удалось. Естественно, я постараюсь, чтобы у меня получилось.

РАСХОДЫ ПОД ГРИФОМ "СЕКРЕТНО"

- ВО ВСЕХ цивилизованных странах подробнейший текст государственного бюджета и особенно военных расходов публикуется в печати. Да и в России сто лет назад было именно так. Почему наш бюджет сегодня является самой главной тайной государства?

- То, что вы говорите, абсолютно совпадает с тем, что я на эту тему думаю. Весной прошел президентский указ, который мало кто заметил. Его судьба достойна отдельного рассказа. Речь в нем идет о том, чтобы полностью перевести Министерство обороны на казначейскую систему. Это значит, что деньги на финансирование армии могли бы пойти только через Государственное казначейство - специально созданный орган, жестко контролирующий расходы государства. Скажем, Федеральное казначейство приглашает ответственных генералов и спрашивает: скажите, друзья, почему на Тихоокеанский флот выделено столько, а не столько? Как принимались эти решения? Где отчетность об истраченных суммах? Казалось бы, прекрасно. Указ такой есть, его никто не отменял. Но он как-то "заглох". Этот процесс надо дожимать.

Насчет открытости обещаю посоветоваться с моими заместителями. По тем статьям, где это возможно, почему бы не рассказывать гражданам, к примеру, раз в неделю, куда и сколько денег мы отдали? Если это, конечно, не государственная тайна. Я здесь не вижу проблемы и обязуюсь изучить возможности распространения такого рода информации.

- Совсем недавно на телеканале НТВ появилась кукла, которая сильно смахивает на вас. Сходство особенно усиливается после реплики "не надо вредничать, надо делиться". Как вы относитесь к новому персонажу?

- Нормально отношусь. Жаль только, что не всегда смешно у них получается. Конечно, лестно, что авторы "Кукол" заметили бюджетные проблемы и министра финансов. Пора нам наконец привыкать исправно платить налоги. В противном случае политический курс может обернуться набором пустых пожеланий, а государство превратится в некую аморфную общность, где говорят на одном языке. Так что делиться действительно надо. Иначе всем будет плохо.

Смотрите также: