Свое 25-летие группа "ДДТ" начала отмечать еще в начале лета гастролями по России и странам ближнего и дальнего зарубежья. Концертом 4 декабря в Москве коллектив собирается поставить точку в этом турне.
ЧТОБЫ пообщаться с Юрием ШЕВЧУКОМ, а также испытать на себе "тяготы и лишения" гастрольной жизни, обозреватель "АиФ" Владимир ПОЛУПАНОВ отправился вместе с юбилярами на гастроли в столицы сопредельных государств - Минск и Киев. Выступления прошли при полных аншлагах.
"Россия - это стихия, пугачевщина"
ЗА НЕСКОЛЬКО часов до концерта в Минске лидер "ДДТ" едет в гости к вдове писателя Василя Быкова, мужественной женщине Ирине Михайловне. После смерти супруга, который при жизни был в оппозиции к белорусским властям, Быкова осталась без всякой поддержки со стороны государства и ведет суровую, почти диссидентскую жизнь.
В середине концерта Шевчук обращается к залу: "Ну что, как вам живется? Россию достали олигархи. А вас, наверное, партократы?" На фоне нынешней политической ситуации в Белоруссии подобные лозунги кажутся крамолой. Поэтому публика в зале горячо откликается на эти слова. Однако, сидя у себя в номере после концерта, музыкант так рассуждал об увиденном в Белоруссии: "Может быть, народ в Белоруссии живет поскромнее, но он более трудолюбивый, чем в России? Здесь люди страдали под гнетом поляков и вместе с тем учились у них европейскому прагматизму, бережному отношению к земле. А у нас в России - стихия, пугачевщина: отобрать, поделить, украсть. Если спрессовать весь тот бред, что творится в наших умах, то русская идея - это абсолютная монархия при абсолютной анархии. Две взаимоисключающие составляющие, которые в нас прекрасно уживаются. Русский человек ищет льгот, халявы и т. д. Отучили нас работать. А белорусы с молдаванами и таджиками отстроили Москву и Питер. О чем это говорит? О том, что у них есть трудовая совесть. А свободы нет нигде. У нас тоталитаризм с человеческим лицом, а здесь - с портретом Лукашенко. Но разница, друг мой, совсем небольшая.
Наше правительство совсем непоэтично, поэтому жонглирует унылыми экономическими терминами. Ему не хватает чувственной связи с народом. Отсюда эти бесчеловечные вещи, начиная со Стабилизационного фонда, на котором они сидят как собака на сене, и заканчивая праздиком 4 ноября. Все оттого, что люди духовно не понимают, где живут. Они думают, что поднимут экономику - и все будет хорошо. Рим тоже был мощнейшей экономической державой, но варвары сожрали его за месяц. Экономика - фигня, главное - дух. "Как его поднимать?"- спросите вы. Я бы начал с радикальных шагов. Например, выключил бы на неделю телевидение. Оставил бы только радио - но без попсы. Давал бы только информацию. Во-первых, за эту неделю было бы зачато целое поколение россиян. Сериалов нет, футбол не показывают. Пришел с работы домой, что делать? Детей. В Америке в 50-х годах на одну ночь как-то вырубился свет в нескольких штатах, и родилось целое поколение.
Мы так экспериментируем с нашей бедной матушкой-Россией. Что же мы не можем сделать простые вещи - наслать на РАО ЕЭС налоговую, а в это время хотя бы на сутки вырубить свет и выдать женщинам, которые рожают более троих детей, премию хотя бы в тысячу долларов? Ведь есть же Стабилизационный фонд. Не верю я, что это поднимет инфляцию".
"Не делю людей по половому признаку"
НА ДРУГОЙ день группу везут в единственный в Минске женский Свято-Елисаветинский монастырь. После вегетарианского обеда в монашеской трапезной лица участников "ДДТ" светлеют. Кто-то из музыкантов тихо шутит, что нужно ввести посещение монастырей и храмов за правило. Мол, лучшее средство для снятия похмелья. Одна из монашек демонстрирует фото из прошлой жизни, где она с распущенными волосами и в кожаной косухе стоит рядом с Шевчуком. Это наталкивает на тему поклонниц, о которой говорили чуть позже в автобусе по дороге в Киев.
"Я человек холостой, - признается лидер "ДДТ", - с удовольствием могу познакомиться с барышней прямо на улице, если она мне понравится. И пообщаться с ней, если она не против. Но на наших концертах никогда не делю людей по половому признаку. Я не массажист. Эротика у нас есть, но в ней нет никакого умысла. Любая женщина для меня - это чудо. Поэтому мы не делаем из своих концертов бесовские шоу с шестами".
Нынешний тур группы включает в себя несколько стран дальнего зарубежья - Израиль, Германию, Америку. Но к эмигрантской публике у Шевчука отношение особое. "Конечно, главная наша публика - та, что живет, мучается, любит, выживает и умирает в России, - говорит музыкант. - Но эмигрантов, которых ласково зовем "отщепенцами" и "предателями" (смеется), мы тоже по-своему любим и жалеем. В декабре-январе споем для них в очередной раз и будем звать назад домой. Да, в России тяжело. Но какого черта мучиться в Сан-Франциско, когда можно это делать на родине? Родина этих страданий не забудет. Эмигранты тешат себя иллюзией, что у них все в порядке. Живет такой парень в Нью-Йорке, рулит своим такси, а в отечестве был хорошим джазовым музыкантом. Раз в три года он записывает пластинку, которая на фиг никому не нужна. Хуже этой доли нет. На родине хотя бы ты всегда можешь найти человека, который тебя поймет. А там вряд ли. Я сейчас не говорю о теннисистах или хоккеистах, которым по фигу, где жить".
"Ради образования буду пороть сына ремнем"
ДЕНЬ концерта в Киеве совпал с 18-м днем рождения старшего сына Шевчука Петра, который сопровождает отца в этих гастролях. Однако на банкете после выступления лидер "ДДТ" отмахивался от тостующих в адрес отпрыска и брюзжал: "Не заслужил еще такого внимания". С таким отцом не забалуешь, это было видно по лицу самого именинника, который терпеливо сносил отеческое бурчание.
"Вообще, - делился Шевчук своими мыслями о подрастающем поколении, - мой сын Петя похож на любого современного подростка. Вот в чем беда и радость одновременно. В то время, пока мы разбирались с самими собой, искали новую Россию, наши дети росли "без границ". Но если мы хотим, чтобы они хоть чем-то были похожи на нас, мы должны учить их читать. Ради того, чтобы мой сын был образованным, буду пороть его как сидорову козу (морально, конечно). Так и напиши".