Кто мешает бороться с монополистами?

   
   

Без комментариев

По данным Росстата, за 11 месяцев 2005 года в России цены на продовольствие выросли на 8,4%, а тарифы и цены на услуги населению - на 20,0%.


С нового года квартплата и коммунальные услуги опять подорожают. Государство каждый раз обещает, что рост не превысит инфляцию. Но на деле тарифы растут в 3-5 раз быстрее цен.

ЗА ЭТОТ год платежи за квартиру увеличились больше чем на треть. РАО "ЕЭС России" уже объявило, что в будущем году электричество для населения подорожает на 18-20%. Все их контролируют. А тарифы все равно бешено растут. Почему? Об этом - в интервью с главой Федеральной антимонопольной службы Игорем АРТЕМЬЕВЫМ.

Монополии покупают власть

- ИГОРЬ Юрьевич, почему никак не получается побороть рост тарифов?

- Вот смотрите - правительство в прошлом году жестко установило, что тарифы на услуги ЖКХ нельзя повышать более чем на 9-10%. На деле во многих регионах получились все 30%! При этом компаниям удалось не нарушить закон. Каким образом? Очень просто. Скажем, тариф за воду был повышен всего на несколько процентов. Но местные власти идут на поводу у монополистов и увеличивают нормы потребления: раньше человека заставляли платить, скажем, за 200 литров в день, теперь - за 350. А как спорить - счетчики воды есть у единиц! Вот и выходит, что тарифы вроде бы повысили и незначительно, а люди стали платить намного больше.

Монополии на региональном уровне бывают очень сильными. В отдельных областях они просто диктуют губернаторам, что делать. Это государственно-монополистический капитализм.

- Вы впервые открыто заявили, что цены на бензин да и на большинство товаров и услуг в нашей стране диктуют монополисты. Обещали резко ужесточить наказание, штрафы. Но пока не получилось. Признайтесь, вам кто-то мешает?

- Поправки по увеличению штрафов мы подготовили уже более года назад. И до сих пор закон на правительстве не обсуждался. Есть разные объяснения, почему так происходит, но я убежден: кто-то очень сильно противодействует этому закону. Хотя наши инициативы поддерживают и премьер, и вице-премьер.

Пока максимальный штраф за нарушение антимонопольного закона по-прежнему составляет 17 тыс. долларов. Для компаний-монополистов - это копейки, при том, что они уничтожают вокруг себя все, грабят население и малый бизнес. В любом случае мы не опускаем руки. Наш ответ тем, кто противодействует, - бодайтесь на здоровье. Мы отыскали в действующем законе норму: помимо штрафа антимонопольный орган имеет право через суд взыскать с компании незаконно полученный монопольный доход.

- Получается?

- Скажем, с "Единой торговой компании" (монополист на рынке каустической соды, принадлежит Вексельбергу. - Ред.) мы уже взыскали 740 тыс. долларов. С другой компании - по производству хлора - получили еще 150 тыс. долларов. Несколько миллионов долларов удалось изъять у нефтяных компаний. Мы выиграли суд у "ЛУКОЙЛа" в Ставрополье, у "ЮКОСа" - в Красноярском крае, в общей сложности на сумму около 3 млн. долларов. Конечно, это немного. Но все же в том, что цены перестали расти, есть и наша маленькая заслуга. Мы доказали в судах, что примерно на 20% цены зависят от картельных сговоров и злоупотреблений доминирующим положением.

- ФАС активно боролась с банками, которые в рекламе называли одни проценты по кредитам, а на деле они оказывались совсем другими. Есть успехи?

- В результате наших совместных с Центробанком действий ситуация значительно улучшилась. Ряд банков исправили свои "фальшивые" процентные ставки в рекламе. Из тех 20% банков, которые нарушали, половина начали нормальную работу. Нам удалось добиться снижения на 30% тарифов по денежным переводам "Вестерн Юнион", который фактически был монополистом.

Чиновник обнаглел