А. Филиппенко (Азазелло): "У меня вся сила - в лысине!"

   
   

"ЧУДЕСА во время работы над "Мастером и Маргаритой" мы всячески пресекали, но они все же случались", - рассказывает Александр Филиппенко.

- ВЫ КАК-ТО сказали, что для полной коллекции злодеев вам не хватало Азазелло. Мне кажется, вы несколько приуменьшаете свои способности: вам бы Воланда сыграть.

- Было предложение и Воланда сыграть в одной театральной постановке. Но в проектах подобного рода, как фильм "Мастер и Маргарита", очень важно желание режиссера. Вот Бортко захотел видеть Филиппенко в роли Азазелло и предложил эту роль мне. Кстати, на Патриарших прудах предложил. Я живу недалеко от "булгаковских мест" и часто вожу туда знакомых немосквичей, приводя им во время прогулки цитаты из "Мастера". И вот в один теплый зимний вечер параллельно со мной также по бульвару ходила группа людей, в центре которой шел высокий плотный господин и указывал руками на те же самые места, что и я. Это Бортко выбирал точки для съемок. Заметил меня, подошел, представился (мы не были знакомы), сказал: "Ты уже Коровьева однажды сыграл (в невышедшей версии фильма Юрия Кары. - Ред.), может, попробуешься у меня на Азазелло?" Я, не раздумывая, конечно, согласился. Пришел домой, сразу же взял с полки томик Булгакова и вспомнил, что у Азазелло там всего лишь два полновесных игровых эпизода.

- У актеров уже есть такая легенда: со всеми, кто свяжется с "Мастером и Маргаритой", начинают происходить необъяснимые явления.

- Чудеса были до съемок. Как раз тогда, когда я поехал в Питер на пробы. И там потерял паспорт, а нам с Абдуловым надо было срочно вылетать в Москву. Мне выдали билет по удостоверению. Но в канун старого Нового года раздался звонок из Питера. Это был Миша Боярский, который радостно спросил: "Молодой человек, вы паспорт не теряли?" Оказалось, что я выронил документ где-то в магазине. Работники паспорт подобрали и передали Боярскому со словами: "Вот, видимо, ваш коллега потерял". На съемках же Бортко категорически запрещал нам даже думать о мистике и пресекал все наши разговоры об этом.

- Последнее время вам почему-то пытаются прикрыть париком вашу гордость - лысину.

- Ну, в "Мастере и Маргарите" не парик, а так, легкая накладочка. Конечно, у меня вся сила в лысине. Но надо экспериментировать. У Юрия Коваля есть такая книжка: "Опасайтесь лысых и усатых". Говорят, что лысые и рыжие - самые умные люди!

- Зритель может не простить вам ваших киносериальных экспериментов. Ведь вы сами говорили, что для вас важен уровень вашего рейтинга.

- В рейтинги я не верю. Я говорил о степени ответственности за свою роль. Вспоминаю, как Михаил Ульянов снялся в кино у одного своего знакомого. Картина не очень получилась. Ульянову зрители даже письма писали. Он очень переживал. И мне после этого говорил: "Саша, следи, пожалуйста, за тем, у кого снимаешься и что играешь". Зритель очень тонко чувствует. Кому-то все прощает, а кому-то нет. У меня слишком серьезных ошибок не было. Важно не обмануть своего зрителя, но и быть свободным в творчестве. Слышал такую формулу: "Свобода в том, чтобы ездить туда, куда я хочу, и работать столько, сколько я хочу, и с теми, с кем хочу". Исходя из этого, ты себя загружаешь, гонишь, зато потом знаешь, что сможешь выключить телефон из розетки, а мобильный у меня всегда выключен, я не люблю его. Когда захочу, я его включу. Когда надо - найдут.

Как летала Маргарита