Игорь Моисеев. Как подкупать вождей и народы

   
   

Случай привёл Игоря Моисеева к созданию его любимейшего "ребёнка" - Ансамбля народного танца.

ЕГО родители могли остаться жить во Франции. Если бы это произошло, не было бы Ансамбля. Самого Моисеева два раза увольняли из Большого театра - если бы не уволили, опять-таки не было бы Ансамбля; его несколько раз могли арестовать - и если бы арестовали, не было бы Ансамбля. 21 января Игорю Моисееву исполняется 100 лет. Сейчас он немного простудился и находится в больнице, но обещает, что на всех юбилейных торжествах обязательно будет присутствовать лично.

"С вышестоящими не дружил - чтобы работе не мешали"

ИЗУЧАТЬ народные танцы Игорь Моисеев начал ещё в 30-х годах ХХ века. Ездил на Украину, в Белоруссию, Грузию, Таджикистан. Самым опасным, пожалуй, было путешествие на ишаке от Душанбе до Хорога. Тогда на таджикско-афганской границе бесчинствовали басмачи. Моисеев своими глазами, а не в кинохронике, видел сожжённые дома, тела зверски убитых людей. Но каждый раз судьба помогала ему избежать встречи с бандитами.

- В то время Игорь Александрович помимо изучения народного танцевального искусства занимался постановками физкультурных парадов, - рассказывает жена Игоря Моисеева Ирина Алексеевна. - Эти парады я видела, правда, в кино. Но даже на экране зрелище завораживало.

За "зрелищность и идеологичность" парадов Моисеева очень ценил вождь. Как-то Институт физкультуры имени Сталина со своими выступлениями 3 года подряд недотягивал до первого места. Сталину это очень не нравилось. И вот за месяц до очередного парада Сталин приказал назначить нового постановщика. Выбрали Моисеева. Просто чудом за такой короткий срок Игорь Моисеев успел придумать, подготовить и показать такую программу, которая "без лишних вопросов" стала первой.

- Игорь Александрович как никто другой умеет работать быстро и качественно. За это его и уважал Сталин. Но Моисеев старался держаться в стороне от вышестоящих. Считал, что дружба с ними может помешать работе. Мы часто бывали на кремлёвских приёмах, общались с руководителями партии, но дальше простого формального общения отношения никогда не заходили. Сталин действительно несколько раз помогал коллективу. Именно он выделил нам здание на площади Маяковского, когда узнал, что его любимый номер "Подмосковная лирика" хореограф ставил на лестнице, потому что больше просто было негде.

Когда началась война, Моисеев увёз свой ансамбль на Дальний Восток. Тем самым он спас труппу от пуль и голодной смерти.

- Каждый день мы давали по 2-3 концерта. Переезжали из города в город в двух купейных вагонах. В каждом купе размещалось по 6 человек. В этих же вагонах и ночевали. Иногда нам давали гостиницу. Уж тогда мы себя чувствовали просто королевской делегацией. В то время Игорь Александрович стал для всего коллектива ну прямо как мать родная. Кормил нас, доставал хлеб, сахар, масло, чай, одевал. Вся труппа ансамбля ходила в одинаковых ватниках, штанах, валенках. Следил, чтобы самым молодым доставалось чуть больше еды, считал, что им это более необходимо, чем старшим. Помогал всем разгружать вещи из вагонов, носил тяжёлый реквизит. Заставлял нас всех каждый день мыться. Если в городе была баня - мы все шли в баню. Если же бани не было - отправлялись на вокзал: тогда приходилось мыться в туалетах ледяной водой. Но как бы ни были тяжелы условия, все должны были быть чистыми и опрятными. Отговорки не принимались. И не дай бог у кого-то запачкается костюм - тут же отправлялся его чистить.

Классы (хореография и пр.) проводил каждый день, вне зависимости от обстоятельств. Чаще всего мы репетировали на перронах. Выйдем из вагонов, встанем и начинаем делать упражнения. Когда же оставалось свободное время, Игорь Александрович собирал всех в вагон и рассказывал об истории танца, о музеях, о художниках, играл в шахматы: он когда-то даже был "первой доской" Большого театра.

"Наши танцы сплачивали непримиримых"