Хозяин "первой кнопки"

   
   

Он заставил страну слушать "Старые песни о главном" и смотреть кино про вампиров. Доказал, что наше телевидение может быть не хуже западного, а местами драматичнее и разнообразнее.

В 1999 ГОДУ биолог по образованию 38-летний Константин Эрнст возглавил ОРТ, впоследствии переименованное в Первый канал. И к своему 45-летию подготовил себе отменный подарок, выведя (судя по рейтингам) подконтрольный канал в лидеры. А в качестве приятного бонуса как кинопродюсер подписал контракт с Голливудом (американцы в ближайшее время снимут свою версию "Ночного дозора").

Всё превращает в "телевизионное топливо"

ЭРНСТ любит повторять, что телевидение не прощает работы вполсилы и не оставляет времени на личное. "Личного" для первого на Первом не существует вовсе. Поход на презентацию нового альбома певицы Земфиры - и тот по служебной надобности, так как выпускающая диск компания - один из его бизнес-проектов. Даже чтение книг, которые он поглощает сотнями, превратилось у Эрнста в производство "телевизионного топлива". Супруга Лариса Синельщикова возглавляет телекомпанию "ВиД", значит, и дома разговоры о телевидении.

Те, кто знает начальника "первой кнопки" близко, уверяют, что в офисе, машине, дома и даже в гостях он маниакально косится в сторону "ящика". Сам в телевизоре, впрочем, мелькает редко, но "точечно", следуя почти военной стратегии. Сидя в кресле кавээновского жюри, как бы подпитывается свежей энергетикой, присутствуя на профессиональной церемонии "ТЭФИ", как бы бряцает оружием перед противником, в репортажах о благотворительных акциях Первого канала показывает, что телевизионщики тоже люди и им свойственно милосердие.

А ведь нынешнему гендиректору в своё время досталось крайне запущенное телехозяйство. В январе 1999 года Международная ассоциация клубов "Что? Где? Когда?" судилась с ОРТ, пытаясь получить долг за произведённые программы. Чехарда со сменой акционеров, беспредел на рекламном рынке привели к тому, что ОРТ оказалось на грани банкротства. Заняв кресло гендиректора, Эрнст расчистил "авгиевы конюшни", правда, не без помощи государства, выделившего многомиллионный кредит на льготных условиях.

Чаще он звонит в Кремль, чем ему оттуда

НА ВСЕ обвинения, что телевидение стало излишне развлекательным и Первый участвует в "дебилизации" населения, глава канала неизменно отвечает, что лишь "обслуживает вкусы населения". Всем не угодишь, тем более в эпоху, когда телевидение больше ориентировано на рекламодателя, нежели на зрителя. Кроме того, сегодняшние реалии таковы, что ни один телеканал в России не вещает без оглядки на Кремль. И Константин Эрнст вынужден принять эти правила игры. Канал-то государственный.

Хотя и на эти обвинения у гендиректора есть свой ответ. "Это журналистский штамп, если кто-то думает, что мне по телефону спецсвязи звонят и дают указания, - признавался обозревателю "АиФ" Константин Львович. - Скорее, я чаще звоню в администрацию президента или в правительство, чтобы уточнить что-то или проверить. Как бы многие журналисты и часть аудитории ни были уверены в злонамеренности власти, на самом деле она настроена позитивно, в том числе и в отношении СМИ".

В чём бы ни обвиняли Эрнста его оппоненты, Первый старается потчевать своих зрителей довольно разнообразным телеменю. Для одних - ночные деликатесы вроде умного Гордона или элитной документалистики Годфри Реджио. Для других - национально-грубоватые пельмени типа "Фабрики звёзд", "Старых песен о главном" или жаркого по-домашнему ("Без комплексов", "Люди говорят"). Хотите пикантного и острого? Вот вам КВН. Желаете банальных пирожков? Отведайте "Весёлых картинок", "Кривого зеркала" или "Шутку за шуткой". Именно телеюмор приносит каналам наибольшие дивиденды. Поэтому в этой категории "первая кнопка" ведёт со "второй" настоящие "бои без правил", на языке телевизионщиков именуемые "контрпрограммированием".

Амбициозный именинник, участвуя в гонке за рейтингом, оговаривается. "Рейтинги, - говорит Эрнст, - меряют только аудиторию, на которую рассчитана реклама, и не учитывают значительную часть людей, для которых мы работаем. Наша страна огромная и, к сожалению, небогатая. Поэтому большая часть аудитории не являются потребителями товаров, которые рекламируются по ТВ". Согласен с вами, Константин Львович! С днём рождения!

Кстати