ПОЛЬША. Неблаговидные требования костела

   
   

Польская газета "Речь посполита" опубликовала статью под заголовком "Неделя, полная диссонансов", в которой раскрывается подоплека прошедшей в конце прошлого года в варшавских костелах так называемой "недели христианской культуры".

Эта "неделя", отмечается в статье, проходила под лозунгом "Берегите главную реликвию". Однако если бы речь шла о духовных ценностях, указывается далее, то этот лозунг не вызывал бы сомнений. Но сами участники мероприятий "недели" признают, что во время ее проведения в костелах состоялись выступления на политические темы.

Весь ход варшавской "недели христианской культуры" показал, Что церковь считает католическим практически все, что является антикоммунистическим. Для того чтобы выступать в костеле, участникам "недели" не надо было ни демонстрировать в своих "произведениях" божественное содержание, ни предъявлять справку о том, что они были на исповеди. Так, в костелах выступали М. Новаковский и А. Михник (лица, тесно связанные с оппозицией. - Ред.). "На собственном авторском вечере" выступили А. Ярецкий и С. Тым, которые дуэтом "боролись с коммунизмом", но ничем не продемонстрировали своего обращения в католицизм.

В отличие от своих коллег Ярецкого и Тыма, которые не покропили антикоммунизм святой водичкой. Э. Брыль, некогда прогрессивный литератор, выступил как проповедник католицизма. Введение в свое время военного положения в стране он определил.., как акт распятия Христа.

Все мероприятия "недели христианской культуры" указывают на то, что во многих случаях она отнюдь не была пронизана духом миролюбия и примирения. Можно было слышать лозунги типа "Христианская культура - и ничего более! Все остальное ничего не стоит и по своей сути носит непольский характер". Эти идеалы очень далеки даже от концепции плюрализма, за утверждение которого церковь ратует в политике и профдвижении. Были времена, когда в области культуры церковь требовала плюрализма. А теперь раздаются требования предоставить ей исключительные права. Это не может не вызвать подозрения.

Мероприятия подобной "педели", отмечается в статье, показывают, что под "христианской культурой" определенные духовные и светские круги понимают не только культуру религиозного содержания. В ее рамки вмещается все, что оскорбляет социалистический строй.

Сами же католические деятели любой протест властей против политических выходок в церквах рассматривают как кампанию преследования церкви, как репрессии. Это похоже на человека, который бьет другого палкой, а когда тот защищается рукой, нападающий кричит, что на него напали. Так, подчеркивается в статье, поступает и католическая церковь.

* * *

ПОТЕРЯВ ЧУВСТВО ВРЕМЕНИ

А вот что пишет о деятельности католической церкви в Польше журнал "Жиче литерацке".

Уже несколько лет мы с растущей обеспокоенностью наблюдаем в нашей стране явления, которые нельзя расценивать иначе, как возврат к церковному триумфализму, зачастую к воинствующему клерикализму, потере чувства времени, места и вообще реальности, И тот, кто действительно заинтересован в искреннем диалоге, вынужден признать, что польская церковь создает на этом пути серьезные препятствия. Вот лишь некоторые из них: постоянное присутствие политики в религии, замалчивание того принципа, что религия является лишь частным делом каждого гражданина, неприкрытое разворачивание какой-то "теологии борьбы с социализмом", предоставление храмов и церковной печати людям, которые абсолютно не связаны с вопросами вероисповедания, и т. п.

Смотрите также: