ЛИТЕРАТУРА. Исследуя жизнь

   
   

В минувшем 1985 г. на страницах советских журналов появилось немало интересных литературных произведений.

Сегодня литературовед С. СЕЛИВАНОВА в своем обзоре расскажет о некоторых из них, вызвавших наиболее широкий общественный резонанс.

"ИГРА"

Прежде всего следует назвать роман Ю. Бондарева "Игра" ("Новый мир" N 1, 2). Это произведение писателя явилось как бы органическим продолжением двух его предыдущих романов - "Берег" и "Выбор" Их герои - представители художественной интеллигенции: писатель Никитин из "Берега", художник Васильев из "выбора", кинорежиссер Крымов из "Игры". Они - люди одного поколения, того же, к какому принадлежит и автор.

Это роман очень широкого идейно" тематического диапазона, запечатлевший мироощущение современного человека с его радостями, надеждами и неуемной тревогой, не покидающей ни одну чуткую душу на земле. Произведение ставит много острых жизненных вопросов, таких, как человек и мир, цивилизация и природа, война и правда, ценностные ориентиры и жизнь без цели, будущее и настоящее, СССР и Запад. Ответов на многие из этих вопросов в итоге в роман* мы не находим. Но всегда ли писатель а силах это сделать? Главное- вопросы поставлены. И безусловно, многих и многих читателей они заставят задуматься.

"ИМИТАТОР"

Во втором номере журнала "Новый мир" был напечатан роман С. Есина "Имитатор", тоже вызвавший острый читательский интерес. Подзаголовок романа является своеобразным ключом к определению его жанровой принадлежности: "Записки честолюбивого человека". Перед нами исповедь художника Семираева. Вот антипод бондаревского Крымова! Страница за страницей вводит нас автор в беспредельно циничный в своем неприкрытой откровенности мир человека, чья жизнь подчинена одной цели: завоевать право на несколько строк о себе в энциклопедии.

Роман воспринимается как разоблачительный памфлет, как беспощадное развенчание всего того, что мы тек ненавидим и презираем: подлости, бездарности, рядящейся в тогу значительности, холодности и цинизма, утраты и разрушения идеала.

Произведение написано, безусловно, рукой талантливого человеке. Но... Это "но" все-таки возникает. С. Есин пишет о явлении грозном и опасном. Семираев знаменит и преуспевает. Многие принимают его за того, кем он хочет казаться. Как это случилось? И здесь нам, читателям, мало исповедальных признаний Семираева, нам необходим и трезвый, пытливый, исследовательский взгляд автора. Нам не хватает его оценок и наблюдений, его выводов и обобщений.

"ПОЖАР"

К числу крупных достижений нашей журнальной прозы минувшего года принадлежит повесть В. Распутина "Пожар", опубликованная в седьмом номере журнала "Наш современник".

Совсем небольшое по объему произведение, но его эмоциональная, смысловая наполненность так велика, писательская мысль достигает в нем такой предельной концентрации, что создается ощущение, что мы прочитали большой роман.

Происходит страшное, трагическое событие. Ночью в сибирском леспромхозе загораются склады. Картина пожара достигает под пером Распутина огромной выразительной силы. Повесть Распутина - безусловно сильная художественная метафора. Горит то, что было когда-то опорой и смыслом существования многих людей. Герой повести, бывший крестьянин, а ныне леспромхозовский шофер Иван Петрович, - настоящий распутинский герой, хранитель устоев и традиций, на которых держался мир героев других книг писателя - мир высокой нравственности естественной человеческой жизни, облагороженной пониманием человеком его предназначения - быть тружеником на родной земле. Затоплено село, где жил Иван Петрович, где жили его предки. В новый поселок понаехали "архаровцы", перелетные люди без роду и племени. Тяжелые мысли Ивана Петровича, пытающегося понять, что же происходит, как жить дальше, как сохранить, отстоять, не дать сгинуть тому, во что врос он всеми своими корнями, - тяжелые мысли героя буквально обрушиваются на него своей неразрешимостью. Впрочем, не будем пересказывать произведение, смысл которого во сто крат объемнее и глубже, чем тот, что заключен в его сюжете.

Да, с В. Распутиным возможны споры - и они ведутся в критике, но никто не сможет упрекнуть писателя в том, что не силой искренности, не силой подлинно патриотического чувства продиктованы страницы его новой повести.

"ПОСЛЕ БУРИ"

В журнале "Дружба народов" (N 7-9) завершилась публикация второй книги нового романа С. Залыгина "После бури". С первой книгой журнал познакомил нас в 1983 году.

Перед нами документально-исторический роман из эпохи нэпа, в котором действуют как вымышленные герои, тек и реальные исторические лица. Сквозной герой романа - бивший натурфилософ, приват-доцент Петербургского университета, а впоследствии белый офицер Петр Корнилов. Живя в романе под чужим именем, присвоив чужие документы, он на наших глазах проживает как бы две жизни - собственную и жизнь человека, чье имя он носит. Такой прием дает писателю возможность создать глубокий образ, показать героя изнутри, со всеми его мучительными раздумьями.

Нэп, каким предстает он со страниц залыгинского романа, - это не хрестоматийные картинки с господами в цилиндрах и бабочках, с купеческим ухарством и ресторанным канканом. Это сложнейший и драматичнейший период в истории нашей страны, период переломный, как бы обнаживший суть происходящих в обществе перемен, и не только политического, экономического характера, но и перемен чисто психологических.

Думается, С. Залыгин написал одну из своих главных книг, которая, безусловно, встанет в ряд серьезных завоеваний нашей литературы.

"ФУКУ!"

На мой взгляд, с одной из главных своих работ выступил в минувшем году и Евг. Евтушенко. Я имею в виду его новую поэму "Фуку!", опубликованную на страницах "Нового мира" (N 9).

Необычен жанр произведения - стихи, перемежающиеся с прозой, с ярко публицистическими высказываниями, с обнаженной лирической исповедью, с воспоминаниями. Открытость, предельная откровенность поэтической интонации - вот главная черта нового произведения Евтушенко. В поэме глобальность проблематики, объемлющей жгучие вопросы сегодняшнего существования людей, сочетается, как это всегда бывает у Евтушенко, с лирическими, почти интимными тонами.

"Фуку" - что означает это слово? Запретное имя, то, о чем не говорится вслух. Фуку - это Гитлер, Муссолини, Пиночет, фуку - это смерть, уничтожение. Евтушенко как бы раскрывает, обнажает, сбрасывает маску с такого страшного явления, как фашизм. Античеловечности фашизма он противопоставляет живые гуманистические начала.

Мы вспомнили сегодня о некоторых, наиболее ярких, интересных, пусть и не во всем бесспорных произведениях прошлого годе. Уверены, что всем им суждена своя жизнь в литературе, что все они еще не раз послужат темами для серьезных и плодотворных литературных обсуждений в лекторских аудиториях.

Смотрите также: