ВОКРУГ ЧЕРНОБЫЛЯ. Радиация и безопасность (часть 2)

   
   

Продолжаем публикацию беседы с заведующим кафедрой радиационной гигиены Центрального института усовершенствования врачей доктором медицинских наук, профессором В. ГОЛИКОВЫМ. (Начало см. в "АиФ" N 20.)

КОРР. Владимир Яковлевич, какие существуют меры защиты населения от радиации?

ГОЛИКОВ. В СССР 30 лет действует служба радиационной безопасности, возглавляемая академиком П. Бургасовым. В ее задачу входит систематический контроль за радиоактивностью окружающей среды, уровнями облучения населения, персонала радиологических объектов, пациентов, проходящих рентгенологическое и радиоизотопное исследования. Накоплен большой объем знаний о биологическом действии ионизирующего излучения, на основании которого Комиссия по радиационной защите при Министерстве здравоохранения СССР под руководством академика Л. Ильина подготовила "Нормы радиационной безопасности" и другие нормативные акты, в законодательном порядке введенные на всей территории Советского Союза. Их надежность подтверждена тридцатилетними наблюдениями специалистов. Данные документы четко очерчивают и основные мероприятия по защите населения от радиации в случае аварийной ситуации на атомной электростанции.

Первой и главной задачей является прекращение выброса радиоактивных веществ в атмосферу и создание щита, из экранирующих и поглощающих нейтроны материалов. 5 тыс. тонн песка, бора, глины, доломита и свинца позволили "замуровать" крышку реактора.

Вторая, не менее важная, - эвакуация населения из района повышенной радиационной опасности, которая и была проведена из 30 километровой зоны вокруг Чернобыльской АЭС.

Третья - контроль за употреблением безопасных продуктов и воды. С этой целью в зоне повышенной радиации проводится строгий дозиметрический контроль за молоком, рыбой, зеленью, выращиваемой на открытом грунте и "операция обвалования", т. е. создание валов вдоль берегов реки Припять для исключения или уменьшения смыва в нее части опасных веществ. Регулярная проверка водоемов Киева показала, что уровень радиоактивности был нормальным все время. Это задачи масштабные. Что касается индивидуальных, то населению в очаге повышенной радиации рекомендуется оставаться в закрытом помещении, не открывать окна, не вывешивать белье на улице. Например, стены здания задерживают излучение от загрязненной радиоактивными осадками местности не менее чем в 10 раз. И если закрыты все окна и двери, опасные вещества в помещение практически не проникают. Необходимо как можно чаще проводить влажную уборку, не допускать скоплений пыли, нежелательно использовать открытые водоемы для питья.

При обнаружении дозиметрическими приборами радиоактивного загрязнения кожи и одежды, как правило, снимается загрязненная одежда, так, чтобы радиоактивные вещества с нее не перешли на кожу, а загрязненный участок кожи 3 - 4 раза моют теплой проточной водой с хозяйственным мылом, моющими средствами "Астра", "Новость", "Эра", ОП-7. При ранней гигиенической обработке загрязненных участков кожи удаляется до 80 - 90% опасных веществ. А с применением препарата "Защита" - до 98% по сравнению с исходными величинами.

При повышенном содержании радиоизотопов йода в окружающей среде рекомендуется принимать препараты йодистого калия, уменьшающего количество йода-131 в организме более чем в 30 раз. Совместное применение АТФ, перхлоратов и имитетравита (комплекс витаминов В, С, Р и аминокислот) значительно увеличивает противолучевое действие.

Во всей зоне, которая считалась опасной, проведена профилактическая йодизация населения. В других местах никакой необходимости в применении лекарственных средств и проведении других медицинских мероприятий нет.

Хотелось бы особо подчеркнуть, что меры защиты населения от радиации (эвакуация, лечебные мероприятия, прием лекарственных средств) следует проводить строго по указанию специалистов и только в зоне высокой радиации, Неоправданные мероприятия могут нанести здоровью людей гораздо больший ущерб, чем ионизирующее излучение. В связи с этим мы считаем необоснованным проведение йодной профилактики в некоторых европейских странах. Такая якобы повышенная забота о людях, если учитывать частоту случаев идиосинкразии (непереносимости) к йоду, может нанести большой вред здоровью населении этих стран.

КОРР. Энергетики и строители, ликвидирующие последствия аварии на Чернобыльской АЭС, ведут специальные работы внутри блока в условиях высокой радиоактивности. Какова степень опасности для них?

ГОЛИКОВ. Человек может подвергаться риску воздействия неблагоприятных факторов как на производстве, так и в быту, при любом виде деятельности или даже при полной бездеятельности, поскольку последняя также может отрицательно сказаться на здоровье. Например, обширная статистика убеждает, что вероятность гибели в результате радиационной аварии на АЭС в 10 тыс. раз меньше, чем при движении в автомобиле, и в 100 раз ниже вероятности быть убитым ударом молнии. Наша печать ежедневно и подробно информирует население о ситуации на Чернобыльской АЭС. По международным и внутрисоюзным нормам безопасности, человек, получивший за год 25 рентген, отстраняется от работы на атомных станциях на 12 месяцев. Энергетики и строители, ликвидирующие последствия аварии, за две недели работы получили до 12 рентген. Даже те, кто решает задачи в самом эпицентре событий, где наибольшая опасность, не получают таких доз радиации, которые угрожали бы их жизни.

Тем более что при аварийных работах в зоне радиации используются специальные фильтрующие и изолирующие защитные средства. Например, защита органов дыхания осуществляется с помощью респираторов типа "Лепесток", снижающих опасную дозу во вдыхаемом воздухе более чем на 99%.

Вертолетчики, работавшие над поврежденным атомным реактором, в сложных условиях, были снабжены респираторами и специальными свинцовыми прокладками, а кабина вертолета изнутри облицована свинцовыми листами, предохраняющими от радиации. Во многом именно благодаря этим людям стабилизировалась обстановка на Чернобыльской АЭС.

Пластиковые костюмы, в которых работает персонал станции, обеспечивают полную защиту от ионизирующего излучения и практически исключают заражение кожи. В них можно работать даже на так называемом "радиоактивном срезе", где дозы радиации во много раз превышают смертельные.

Перед каждой сменой работающие меняют белье, шапочки, носки, обувь, перчатки. Все лица снабжены индивидуальными дозиметрами и работают под их постоянным контролем. Время работы строго учитывается. Кроме того, для работы в очагах радиоактивного заражения для ремонтных и аварийных работ применяются автоматические манипуляторы с дистанционным управлением, способные выполнять огромный диапазон работ.

КОРР. Владимир Яковлевич, какие требования предъявляются к организации медицинской помощи в радиационно опасной зоне?

ГОЛИКОВ. Действия медицинских работников в экстремальной ситуации можно продемонстрировать на конкретном примера. Вместе с работниками атомной станции, пожарными и сотрудниками милиции медики с первых дней чернобыльской беды вступили в борьбу за ликвидацию последствий аварии. Было сформировано 230 медицинских бригад, созданы новые лечебные учреждения, открыто около 100 санитарных многопрофильных пунктов за две недели проведено около 250 тыс. измерений. В район станции направлено 1300 врачей, медсестер, лаборантов, дозиметристов, 240 машин "скорой помощи" из Киева и других городов. Только в село Песковка, где разместилось более 2 тыс. людей из опасной зоны, прислано 12 врачебных бригад из других областей в помощь местным медикам. Уже к 9 мая половина людей, направленных в больницы после аварии, была выписана. Все эвакуированные из опасной зоны прошли медицинский осмотр, взяты тысячи анализов крови, уже обследовано около 100 тыс. человек. Еще раз подчеркну, основная цель этой огромной работы - постоянный контроль за здоровьем людей.

Проводится широкая санитарно-просветительская работа. Например, населению Киева разъяснено, что, по предварительным расчетам, радиационный фон в Киеве возвратится к норме где-то к 19 мая, хотя с момента аварии и по сей день угрозы здоровью людей он не представлял.

Если даже в течение месяца сохранится существующая сегодня ситуация (а она, несомненно, будет улучшаться), доза облучения составит примерно 150 миллирентген (с учетом естественного фона). А предел дозы для населения в нормальных условиях составляет 500 миллирентген (из расчета ежегодного облучения в течение 70 лет). Нормы, существующие, например, в США для работников атомных электростанций, предусматривают, что доза радиации, которой они подвергаются, не должна быть более 3000 миллирентген за трехмесячный период.

Конечно, жителей Чернобыльского района волнует опасность увеличения онкологических заболеваний и генетических нарушений в результате повышения уровня радиации. Основания для беспокойства нет. Во-первых, возникновение данных заболеваний реально регистрировалось у человека, как правило, лишь при воздействии больших доз радиации (более 50 рентген), а таких уровней на территории станции не наблюдалось. Во-вторых, к повышению риска развития онкологических заболеваний и генетических нарушений приводит поражение "тяжелыми" нелетучими изотопами, выброс которых был предотвращен в момент аварии.

В-третьих, даже в опасной зоне (при отсутствии защитных средств) облучению подвергается преимущественно щитовидная железа, заболевания которой хорошо диагностируются и лечатся. Доза же на гонады меньше 500 миллирентген, т. е. ниже допустимой для населения.

КОРР. Какие меры эффективны при очистке участков территории, зараженной радиоактивными веществами?

ГОЛИКОВ, Разумеется, надежная и долговременная изоляция биосферы от повышенной радиоактивности - чрезвычайно важная проблема. И сейчас проводятся широкие работы по очистке загрязненных участков территории АЭС, самой станции, зданий, почвы.

На первом этапе главное - очистка особо загрязненных участков: реактора и всего, что рядом, дезактивация дорог с применением обычных моющих средств и поливальных машин, домов и технических объектов с использованием "радиоактивных красок", изготавливающихся на основе эпоксидных смол и фиксирующих на себе радиоизотопы. В аварийной ситуации был изобретен новый метод обеззараживания почвы, которая покрывается специальной дезактивирующей пленкой. В сутки таким образом обеззараживается до 300 тыс. квадратных метров площади. Радиоактивная пыль и частицы не могут после этого попасть в почву и воду.

Отработан метод заливки жидкого стекла для покрытия крыш зданий и сооружений. Закончено закольцевание системы канализационных стоков. Тем самым полностью исключено попадание дождевой воды со станции в р. Припять.

С целью защиты грунта под реактором создается "подушка" из жидкого азота.

Предусмотрено капсулирование аварийного четвертого блока и в дальнейшем с соблюдением строгих мер безопасности его "захоронение".

Несмотря на то что сегодня еще уровень радиации на станции и прилегающей территории остается повышенным, принимаются необходимые меры, чтобы обеспечить безопасность всех людей, ликвидирующих последствия аварии.

Верю, что в недалеком будущем люди смогут вернуться на эту землю и продолжить нормальную жизнь.

Записал В. РОМАНЕНКО.

Смотрите также: