РЫЧАГИ УСКОРЕНИЯ. Производительный труд

   
   

Рождение концепции ускорения было обусловлено более глубокой, чем прежде, оценкой реальности, трезвым анализом нынешнего этапа социалистического строительства. Ибо сложившиеся методы хозяйствования, прямо признаем, затратные методы, при которых весь прирост национального дохода создается за счет количества - максимального вовлечения в производство материальных и трудовых ресурсов, не только тормозят, но и снижают темпы экономического роста.

УРОКИ ПРОШЛОГО

Судите сами: в расчете на единицу производимого национального дохода в СССР затрачивается больше, чем в США: нефти - в 2,2 раза, чугуна - в 3,7, стали - в 3, цемента - в 2,9 раза. При этом национальный доход СССР составляет 66% от национального дохода США, продукция промышленности - более 80%, сельского хозяйства - примерно 85%. И такое соотношение характерно для трех последних пятилеток.

На рубеже 70-80 годов не были сделаны конструктивные выводы из сложившихся условий, не было учтено резкое сокращение и ресурсной сырьевой базы, и количества рабочих рук.

Сейчас затратный путь развития экономики уходит в прошлое. У нас нет больше ни возможности, ни желания вкладывать максимальные средства, чтобы получать минимальные результаты. Экономика СССР, основанная на экстенсивном, расширяющемся, количественном развитии, должна перейти (и переходит) к интенсивному, т. е. углубленному, качественному. Задачи ускорения развития страны столь неотложны, что действовать надо всем, не теряя времени. Мы не лодыри и не лентяи. В традициях советского народа, нашего общества всем миром браться за решение важнейших социально-экономических проблем. Вспомним хотя бы коллективизацию, социалистическую индустриализацию, восстановление хозяйства в послевоенное время. Реальным подтверждением того, что советский народ умеет трудиться, служат следующие данные о темпах прироста основных показателей развития экономики СССР и США за 1951-1984 гг. в %:

Отсюда ясно видно, что темпы роста экономики СССР превышают, и весьма значительно, темпы США.

Западные "радетели" социалистической системы твердят об "историческом отставании" плановой экономики по производительности труда, о том, что мы ни-, когда не догоним развитые капиталистические страны по этому показателю.

Да, в СССР на 1984 г. производительность труда в промышленности составляла более 55% от производительности труда в США, в сельском хозяйстве - приблизительно 20-25%. А начинали мы с показателей куда ниже. Весь исторический опыт развития социалистического общества свидетельствует о том, что постоянный и быстрый рост производительности труда - важнейшая особенность социализма. Например, среднегодовые темпы прироста производительности общественного труда за 1951-1984 гг. в СССР и США были соответственно 6 и 2,1%, в промышленности - 5,4 и 2,9%. В итоге за 1979-1983 гг. в СССР национальный доход возрос на 19% по сравнению с 6% в США.

НАРАЩИВАЕМ ТЕМПЫ

Однако и эти темпы не могут нас удовлетворять.

К 2000 году в стране намечено повысить реальные доходы на душу населения на 60-80%. Для этого национальный доход СССР должен быть удвоен. И весь этот прирост может быть получен благодаря повышению производительности труда.

Росла она и прежде, обеспечивая при этом три четверти всего прироста национального дохода.

* В сельском хозяйстве весь прирост валовой продукции за 1981-1985 гг. получен благодаря повышению производительности труда.

* В промышленности ее рост в одиннадцатой пятилетке обеспечил экономию труда более 6,5 млн. человек.

Почему же партия уделяет росту производительности труда такое большое внимание? Да потому, что этот показатель характеризует уровень развития материально-технической базы, эффективность НТП, использование трудового потенциала и в целом эффективность общественного производства. Производительность труда - основа роста национального дохода, наших с вами реальных доходов и социального развития страны в целом.

В нашей стране имеются огромные потенциальные, резервы роста производительности труда: создана мощная материально-техническая база, многоотраслевая индустрия, научный потенциал и т. д. И тому, что в десятой пятилетке несколько замедлились темпы роста производительности труда, были свои причины, названные на XXVII съезде КПСС: и недостатки хозяйственного механизма, и просчеты в управлении производством.

Например, достижения в области НТП не находили своего воплощения в решении вопросов механизации и автоматизации. Поэтому медленнее, чем это необходимо, происходило сокращение ручного труда (в настоящее время у нас занято ручным трудом 50 млн. работников), сохраняются участки работы с неблагоприятными условиями труда.

Но в одиннадцатой пятилетке наметился сдвиг к улучшению: за счет повышения производительности труда было получено в 1981-1982 гг. 81% национального дохода, в 1983-1984 гг. - 91%; продукции промышленности - соответственно 77 и 90%. И это дали такие меры, как внедрение хозрасчета, снижение потерь рабочего времени, усиление дисциплины труда, борьбы с пьянством, принятые в последние годы одиннадцатой пятилетки.

К 2000 году по сравнению с ныне достигнутым уровнем производительность общественного труда должна вырасти в 2,3-2,5 раза.

Для этого мы должны иметь среднегодовой темп прироста 5,7 - 6,3%. В одиннадцатой пятилетке он составил 3,2%. Таким образом, чтобы достигнуть намеченного, темпы прироста надо повысить в 2 раза по сравнению с 1980-1985 гг. Словом, предстоит кардинально ускорить рост производительности труда.

НАШИ ВОЗМОЖНОСТИ

Только за счет ликвидации потерь рабочего времени можно обеспечить при рост продукции и производительности труда на 15-20%. Это равно приросту, рассчитанному на 5 лет. Но это - источник разовый, так как после упорядочения производства, повышения организованности он окажется полностью исчерпанным. Для настоящего роста и ускорения нужен не разовый, а долговременный, возобновляемый источник. Им может и должен стать научно-технический прогресс, в том числе коренное обновление машиностроительной базы.

В двенадцатой пятилетке темпы развития машиностроения будут гораздо выше, чем в промышленности в целом. Намечена широчайшая программа технического обновления производства во всех отраслях народного хозяйства. И ориентир здесь - на революционные сдвиги, распространение техники последних поколений, дающей наивысшую эффективность. Например, за пятилетку увеличится в 2-3 раза выпуск средств вычислительной техники и в 3 раза - парк промышленных роботов.

Иными словами, резко возрастет производительность труда тогда, когда во всех отраслях народного хозяйства будет внедряться оборудование, не увеличивающее, а сокращающее количество его обслуживающих работников, механизирующее и автоматизирующее трудоемкие и ручные процессы, т. е. оборудование, рассчитанное на уровень не сегодняшнего, а завтрашнего дня.

Ускорению роста производительности труда будет способствовать и совершенствование управления и планирования народного хозяйства. Большинство предприятий перейдет на самофинансирование и самоокупаемость. Дальнейшее развитие получит и материальное стимулирование за высокий конечный результат. С уравниловкой должно быть (и будет) покончено навсегда.

Благодаря внедрению достижений научно-технического прогресса, интенсивных технологий, совершенствованию кадровой политики, а также организации и оплаты труда на Белорусской железной дороге высвобождено около 12 тыс. человек. Существенно возросла производительность труда. Работа "АвтоВАЗа", Сумского машиностроительного объединения" легкой промышленности Эстонии, ленинградских предприятий показывает, что возможности для ускорения роста производительности труда у нас огромные.

И это наши резервы. По сведениям ЦСУ СССР, в целом по стране общий объем промышленной продукции в январе-июне 1986 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличился на 5,6% при годовом плане 4,3%.

Производительность труда в индустрии возросла на 5,2%. За счет ее повышения получено 93% прироста производства.

Однако, как сказал М. С. Горбачев во Владивостоке, "качественных перемен, которые действительно закрепили бы тенденцию ускоренного роста, еще в стране не произошло... Следовательно, и повышение темпов роста народного хозяйства не носит, да, пожалуй, и не может пока... носить устойчивого характера". Причиной этому то, что "в целом ряде регионов страны и отраслей пока только говорят о перестройке, но с места ее не двигают".

Достижение напряженных намеченных рубежей будет тем скорее, чем решительнее станет вестись обновление производственных фондов, переход на хозрасчет.

На Западе часто задают вопрос: "Можно ли обеспечить трудовую дисциплину, высокую производительность, если люди у вас не боятся потерять работу?" Мы считаем, что можно. И делаем ставку на сознательную дисциплину, а не на дисциплину страха. А хорошо работать у нас должно побуждать другое: прямая зависимость между результатами труда и материальным благополучием, моральные стимулы, понимание того, что с ростом национального богатства страны улучшаются и условия жизни людей.

Смотрите также: