МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА. Два взгляда на веру и святость

   
   

Антикоммунизм позаимствовал и принял на свое вооружение старую, реакционную теологическую идею о том, что духовный прогресс человечества невозможен без религии, что только вера в бога является духовной опорой нравственности. Атеизм же якобы лишает личность и общество этой опоры.

В контексте современной идеологической борьбы мы должны рассматривать и попытки церковников, в том числе и православных, использовать тысячелетие введения христианства на Руси для пропаганды богословских представлений о христианской религии как об источнике и духовной основе исторического развития культуры русского, украинского и белорусского народов.

Для оценки действительного значения принятия христианства и роли православия в развитии духовной культуры наших народов необходимо уяснить, что в духовной культуре возникает до религии и получает развитие после ее отмирания, а что возникает вместе с религией и отмирает вместе с ней.

ОБЪЕДИНЯЮЩИМ элементом социалистической культуры, пронизывающим все ее формы вплоть до социалистических праздников и обрядов, является научное марксистско- ленинское мировоззрение. Это мировоззрение опирается в сознании трудящихся на целый ряд таких явлений индивидуальной и социальной психологии, которые являются общими для всех исторических форм культуры.

К этим явлениям принадлежат вера и связанные с ней формы восприятия будущего (мечта, надежда, ожидание и т. п.), широкий спектр человеческих привязанностей, объектов духовных чувств человека (в частности, Родина), торжества, ритуалы, символы и т. п.

Возьмем, к примеру, веру. Являясь способностью человеческого сознания воспринимать социальную информацию, ценности, нормы и идеалы общественной жизни как очевидные факты, без предварительной проверки их собственным опытом, вера возникла до религии и вне религии.

Тем не менее церковники и богословы связывали и связывают возникновение веры именно с религией. В чем разница между религиозной верой и верой в системе научного мировоззрения?

В религии вера обеспечивает восприятие и общественное функционирование антинаучных религиозных представлений, является верой в сверхъестественное и тем самым противостоит научным знаниям.

В системе нее научного мировоззрения вера, опираясь на авторитет и достижения науки, выступает как важнейший элемент формирования коммунистических убеждений, как вера в неизбежность научно предсказуемого марксизмом- ленинизмом коммунистического будущего, в торжество социальной справедливости.

Без веры нет надежды, а без надежды человеческая воля бессильна. И не только сейчас, но и в далеком прошлом, еще в первобытном обществе, человек выстоял и развился в борьбе с могущественными силами природы не потому, что верил в божественность этих сил, а, наоборот, потому, что верил в свои силы, в силы своего коллектива, рода, племени. Следовательно, и в прошлом не всякая вера была религиозной верой. Религиозная же вера-это превращенная форма веры, она не вооружает, а обезоруживает, она - бессилие.

НАРЯДУ с верой церковники и богословы, а вкупе с ними и многие буржуазные философы считают достоянием и неотъемлемым свойством религиозного сознания и отношение человека к высшим общественным ценностям как святыням, перед которыми преклоняются и которые почитают. Отсюда их вывод: без религии и вне религии нет и быть не может для человека ничего святого.

Одним из первых в буржуазной философии и социологии попытался обосновать это утверждение известный французский социолог Э. Дюркгейм. Религия, по Дюркгейму, имеет в своей основе противопоставление не естественного и сверхъестественного, а священного и мирского, святого и обычного.

В религиозном толковании понятия святости некоторые современные буржуазные философы идут еще дальше Дюркгейма. Чувство святости, по мнению американского философа Дж. Смита, возникает из чувства торжественности, проявляющегося в различного рода торжественных событиях (например, свадьба, выздоровление и т. п.).

Практика нашей, социалистической действительности со всей очевидностью показала, что понятия "торжественное", "праздничное", "святое" выступают как общекультурные явления человеческой жизни как таковой.

Как известно, важнейшей составной частью социалистической культуры является присущая ей система символических обрядовых действ, в том числе новая советская обрядность. Обелиски Славы, Вечный огонь Славы, возложение цветов и венков у памятников погибшим воинам, воздвижение монументов в честь свершенных героических подвигов, соответствующие торжества и обряды - все это исключительно важные культурные действа, смысл которых заключается в удовлетворении наших высших духовных потребностей, в частности гражданских и патриотических чувств. Если нет этих потребностей и чувств, тогда нет и "ничего святого за душой", нет того, что принято называть духовностью.

Коленопреклонение у Вечного огня, у обелиска Славы только тогда имеет смысл, если при этом мы ощущаем "священный трепет чувств" перед памятью о погибших воинах - защитниках Родины. Символическое обрядовое действие здесь выступает как форма духовной связи патриотических деяний прошлого, настоящего и будущего. В связи с этим в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы подчеркивалось, что следует "полнее использовать в воспитательной работе символы Советского государства - Герб, Флаг, Гимн СССР, Гербы, Флаги и Гимны союзных республик, государственные награды и знаки отличия, а также символику пионерских и комсомольских организаций".

Различие между святостью как неотъемлемым свойством высших общественно-нравственных ценностей и религиозной святостью можно выразить следующим образом. Перед первыми, то есть перед объектами высших нравственных ценностей, преклоняются, а вторым - объектам религиозной святости - поклоняются. Я преклоняюсь перед Родиной- Матерью и готов в случае необходимости отдать за нее жизнь - это одно, и совсем другое - я поклоняюсь тому, что признано святым, дабы получить от него спасение, избавление и т. п. Религиозное проявление всегда включает просьбу, молитву, магию, то есть имеет культовый характер. Внерелигиозная святость с этим не имеет ничего общего.

ТАКИМ образом, в духовной культуре общества существует целый ряд важнейших явлений, коренящихся в самой общественной природе человеческого сознания, человеческих привязанностей и чувств, форм и способов их удовлетворения, на монопольное обладание которыми претендует религия, но которые в действительности ею только деформируются, приобретают в ней отчужденную и превращенную форму.

В. ШИНКАРУК, директор Института философии АН УССР, член-корреспондент АН СССР, академик АН УССР.

Смотрите также: