"КРУГЛЫЙ СТОЛ" "АиФ". Театр и перестройка

   
   

Беседа с участниками XV съезда ВТО известными советскими режиссерами О. ЕФРЕМОВЫМ и М. ЗАХАРОВЫМ.

"АиФ". Поначалу съезд ВТО шел по проторенной колее - умеренные достижения, дозированные недостатки, заранее приготовленные речи, спокойные, поставленные голоса... И казалось, ничто уже не может изменить это размеренное и выверенное движение. Нет, подумалось, ничего подобного съезду кинематографистов здесь быть не может, не прочувствовали театральные деятели духа времени, не поняли происходящих в обществе перемен. Но - и это представляется закономерным - Олег Николаевич Ефремов вдруг взорвал эту монотонность, предложив идею коренной перестройки театрального дела. И съезд пошел по совсем другому руслу, страсти накалились до такой степени, что министр культуры СССР В. Г. Захаров обратился к участникам съезда с вопросам: отчего надрыв, даже вызов? Мы ценим и поддерживаем критический дух выступлений.

А дело, представляется, в том, что заговорили о чем-то больном, о насущном и близком собравшимся.

О. ЕФРЕМОВ. Театр своим искусством может внести существенный вклад в изменение, улучшение, очищение нравственного климата в обществе. Однако для этого ему необходимо самому перестроиться. И такая перестройка уже началась. Сам съезд, который, как много раз прежде, мог пройти заорганизованно, с заведомо расписанными ролями и известными результатами, прошел иначе, явился подлинным событием театральной жизни России. Секретарям созданного нами союза придется работать в новых условиях расширяющейся гласности и демократии. Это потребует от них отдачи всех сил, совестливости, честности, принципиальности - всего того, что многие наши руководители держали в запасниках.

"АиФ". Съезд, по существу, потребовал создания такого театрального сообщества, которое действительно бы выражало и защищало интересы искусства, чтобы оно было не придатком к административным органам культуры а самостоятельным организмом, наделенным социальными правами и обязанностями, - такого союза, который был бы равноправным партнером органов культуры, с правом голоса, вплоть до приостановки некомпетентных решений администрации.

М. ЗАХАРОВ. Хочу подчеркнуть, что мы добились статуса творческого союза не ради некоторых привилегий, хотя живем все мы, в том числе режиссеры, в материальном отношении довольно сложно. Мы преобразовали театральное общество в союз во имя иного стиля работы, нового мироощущения ради того, чтобы почувствовать себя гораздо в большей степени ответственными представителями великой идеологической армии.

"АиФ" Это так понятно. Ведь все это, вместе взятое, и создает новую нравственную атмосферу, которая не может не сказаться на всем творчестве, а следовательно, в конечном счете на воздействии на широкого зрителя, на его духовный мир.

О. ЕФРЕМОВ. А для этого необходимо еще очень многое сделать в организации самого театрального дела. Мы уже на пороге коренной перестройки той модели организации театра, которая существовала много лет. Условия свободного и ответственного решения вопросов репертуарной политики и выхода спектакля к зрителю, как это предусматривает эксперимент, - не просто новая черта театральной практики, но принципиально новый подход к самому существованию театрального дела в стране. На место бюрократической многоступенчатой системы, когда планировалось все - от количества зрителей до качества спектаклей, приходит иная система. Тут каждый, не скрываясь за спину начальства, покажет, что он собой представляет, что исповедует, во что верит.

Поэтому мы видим сегодня, как поспешно объединяются против перестройки чиновники-перестраховщики и художники- конъюнктурщики, которым, конечно, эксперимент и перестройка как кость в горле, она идет поперек их интересов, и нет никакого сомнения, что эти люди со всем рвением попытаются доказать, что демократия, гласность ни к чему хорошему не приведут.

"АиФ". Некоторые из "новых недовольных", как писал А. Гельман в "Литературной газете", считают, что гласность - "инструмент опасный, обоюдоострый", - им, видно, ближе обоюдотупые инструменты. Им, очевидно, трудно увидеть, что если сравнить зло, идущее от негласности, и зло от гласности, то обнаружится, что это гора и песчинка, не говоря уж о том, что гора зла от негласности всегда на две трети в тумане, а крупица зла от гласности всегда на ладони.

Справедливость этих слов подтверждается с неожиданной стороны. Наши читатели тоже иногда высказывают опасение, не даем ли мы лишние козыри буржуазной пропаганде для нападок на нас. Так вот, оказалось, что враждебные "голоса" в эфире, по собственному признанию их руководства, оказались вдруг в затруднении, когда наши недостатки и ошибки стали открыто вскрываться и обсуждаться в советской печати. На чем же теперь им спекулировать и строить домыслы? Ведь они паразитировали на негласности.

М. ЗАХАРОВ. Негласность - благодатная почва для бюрократизма. А бюрократы и сегодня еще довольно сильны.

Поэтому есть беспокойство за успех и театрального эксперимента, вокруг которого разворачиваются такие жаркие споры. Он рискует быть слишком заорганизованным, опутанным множеством инструкций.

О. ЕФРЕМОВ. Эксперимент носит во многом типовой, нормативный характер, а это качества, которые с самим понятием "эксперимент" в таком сложном творческом деле, как театральное, не очень сходятся.

М. ЗАХАРОВ. Одних комиссий, которые будут следить за каждым нашим движением, набирается огромное количество. Уже первые распоряжения, полученные нами, наводят на тревожные размышления.

Например, резкое понижение цен на детские спектакли - мощная экономическая акция, рассчитанная на уничтожение детского репертуара.

Или решение повысить цены на билеты только на 30% текущего репертуара. У кого-то, видимо, есть суждение, что хороших спектаклей в современном советском театре не может быть больше 30%.

О. ЕФРЕМОВ. На мой взгляд, эффективность деятельности органов культуры должна измеряться тем, насколько они преуспевают в создании условий для живого творческого процесса.

"АиФ". Потому-то дискуссия на съезде и получилась столь острой. Ее открытым нервом стало столь частое несоответствие творческих замыслов и административного "мнения" По Произволу нескольких лиц на 10 лет была закрыта замечательная пьеса А. Вампилова "Утиная охота". Со сцены Театра сатиры была снята классическая пьеса Н. Эрдмана "Самоубийца"...

М. ЗАХАРОВ. Мы гоже на своем опыте ощутили, что значит 4 года бороться за современного драматурга Л. Петрушевскую. Среди людей, причастных к руководству творческими процессами, не так уж редко встречаются некомпетентные, но энергичные лица, обладающие полномочиями при полном отсутствии созидательного дара. Их так блистательно воплотил в свое время и подверг осмеянию Игорь Ильинский в фильмах "Волга-Волга" и "Карнавальная ночь". Огурцовы и бываловы, эти "веселые вампиры", которым совершенно все равно, кем и чем руководить, требуют одной декларативной бодрости - не оптимизма, а именно бодрости. При категорическом запрете суждений, недоступных их пониманию. Ибо они ощущают себя людьми, которые якобы обладают особой идеологической бдительностью, недоступной простым смертным особенно самим художникам. Они единственные знают, что нужно и что не нужно народу, и - самое печальное - облекают свои разрушительные акции в демагогическую терминологию, что делает борьбу с ними делом сложным, а временами и опасным. Однако, к счастью, есть и люди, берущие на себя основную ответственность. На Западе продюсер рискует состоянием, здесь - местом работы, партийным авторитетом. В наших условиях это партийный работник, который может не знать тонкостей сценического искусства, но аккумулирует зрительский интерес и настроения, настраивается на интуицию передового зрителя. Он любит театр, ощущает время. Такие люди не значатся на афише, но они играют большую роль в реализации многих театральных проектов.

"АиФ" Думается, перестройка в театральном деле должна изменить соотношение в пользу вторых.

М. ЗАХАРОВ. Очень хотелось бы. Хотя я понимаю, конечно, что объяснить ту кризисную зону, в которой пребывает нынешний театр, одной какой-то причиной наивно. Есть еще телевизионная революция, есть информационный взрыв, есть, наконец, глобальное изменение во вкусах и критериях массового зрителя.

"АиФ". Нужно отметить, что не так уж и мало все еще остается скептиков, которые спрашивают: а не имеет ли перестройка обратного хода? Не станем ли мы завтра вновь мириться с тем, с чем мирились вчера и не хотим мириться сегодня?

Хочется ответить им словами, прозвучавшими во многих выступлениях на съезде ВТО: дело не во времени или в чьей- то воле. Дело в нас самих. Только мы сами - все вместе и каждый в отдельности - можем построить свою жизнь и работу по чести, по совести не бояться ответственности, делом доказывать свою творческую и гражданскую состоятельность.

Смотрите также: