1987 год объявлен ООН Международным годом обеспечения жильем бездомных. Каждый третий выпускник вуза в США имеет долг 8 тыс. долл. О чем рассказали Питер и Даниел

   
   

Слышал, что в СССР приезжают на учебу студенты из других стран - в том числе из капиталистических. Расскажите о ком-нибудь из них поподробнее - почему приехали именно к нам, кто оплачивает их обучение, и т. д.

Е. Клименко, Челябинск

Наш корреспондент Б. Станишнев встретился с двумя студентами- третьекурсниками университета в Олбани (штат Нью-Йорк) - американцами Питером Бэрном и Даниелом Соутом, проходящими в настоящее время стажировку при Московском государственном педагогическом институте иностранных языков им. Мориса Тореза.

КОРР. Питер, Даннел, вопрос к вам обоим: как вы оказались в Москве?

ПИТЕР. Если вы имеете в виду транспорт, то мы прилетели на самолете голландской авиакомпании КЛМ. А вообще, учитывая, что мой основной предмет - русский язык, считаю, что, не побывав в СССР, я не смогу стать полноценным специалистом.

ДАНИЕЛ. Я специализируюсь на изучении политического устройства СССР и стран Восточной Европы. Поэтому свое знакомство с Советским Союзом надеюсь использовать для совершенствования знаний в этой области.

КОРР. За чей счет проводится ваша стажировка?

ПИТЕР. Все расходы мы оплатили сами. Мне лично эта стажировка обошлась в 3300 долл. - 700 долл. за авиабилет (со скидкой), 1800 долл. за обучение, плюс дополнительные расходы.

КОРР. Сколько продлится стажировка?

ПИТЕР. Мы приехали на 4 с небольшим месяца - с сентября по январь. По сути, это один университетский семестр на третьем курсе.

КОРР. Насколько я знаю, обучение в Олбани всего длится четыре года...

ПИТЕР. По окончании четвертого курса присваивается степень бакалавра наук. Если проучиться еще два года, получаешь степень магистра. Степень бакалавра (например, по иностранному языку) дает право преподавать в средней школе, степень магистра - в университете. Это не значит, что все идут в преподаватели, - я просто показываю "ценность" одной и другой степени. А вообще, имея степень магистра по русскому языку, я могу, скажем, работать переводчиком в представительстве какой-нибудь американской фирмы в Москве.

КОРР. Все эти годы за обучение студенту приходится платить самому?

ПИТЕР. Конечно. За право посещать занятия в Олбани в год платишь 1400 долл. За жилье, учебники, питание "набегает" еще примерно 1500 долл. за семестр.

КОРР. Где же студенту взять такие деньги?

ПИТЕР. Понимаете, у нас часто бывает так: студент берет, используя ваше выражение, "академический отпуск" на год или два, работает где придется, копит деньги, а потом проходит курс в университете. Если деньги кончаются, то снова приходится прерывать учебу. Поэтому иногда учеба растягивается на много лет. Ну а источники заработка у каждого свои. Я делаю переводы с русского на английский. Летом, например, переводил "Правду" - вы, наверно, знаете, она сейчас издается и в США. Перевод считается трудоемким, сроки жесткие, поэтому платили неплохо: 33 долл. за 1 тыс. слов.

ДАНИЕЛ. Я уже довольно долго "подрабатываю" официантом в ресторане - три вечера в неделю. Кроме того, пользуюсь федеральными кредитами.

КОРР. Кто конкретно и на каких условиях дает кредиты?

ДАНИЕЛ. Кредиты дает банк. Условия льготные: 5 - 6% годовых, что значительно ниже средней нормы ссудного процента в США. Разницу банку выплачивает государство.

КОРР. Даниел, если не секрет, сколько вы лично задолжали банку за обучение?

ДАНИЕЛ. Около 12 тыс. долл.

КОРР. За какой срок эту сумму нужно выплатить?

ДАНИЕЛ. Платежи начинаются через 6 месяцев после окончания университета. В год нужно выплачивать какую-то часть долга (скажем, 1 - 3 тыс. долл.) плюс ежегодные проценты. Государственным служащим или военным платежи могут отсрочить, а учителям в начальной школе - даже "скостить" часть суммы.

КОРР. Вы не собираетесь воспользоваться одной из этих возможностей?

ДАНИЕЛ. Я надеюсь, получив степень магистра, еще три года проучиться на юридическом факультете. Вероятно, придется еще глубже влезть в долги, но зато появится шанс получить высокооплачиваемую работу.

КОРР. А вообще какие перспективы трудоустройства с вашей специализацией?

ДАНИЕЛ. В последние годы в США проводился курс на свертывание связей с СССР. Поэтому в американской системе образования резко упало число студентов, изучающих вашу страну. Однако я считаю, сотрудничество между нашими странами объективно не может не развиваться. А это значит, что вскоре потребуются специалисты соответствующего профиля, появятся новые рабочие места. Так что перспективы у нас, думаю, неплохие.

КОРР. Родители вам не помогут с работой?

ДАНИЕЛ. Мой отец (так же как и отец Питера) - учитель. Он, наверно, порекомендует что-либо, основываясь на своем жизненном опыте. Помочь мне сделать карьеру он вряд ли сможет. Другое дело, когда президент крупной компании готовит из сына преемника. Тогда и выбор профессии, и должность предусматривается заранее.

КОРР. А материальную помощь родители вам оказывают?

ПИТЕР. В 17 - 18 лет родители продолжают относиться к тебе как к ребенку, давая деньги и часто даже оплачивая первый год учебы. Сейчас нам с Даниелом по 25, и мы должны сами зарабатывать себе на жизнь.

КОРР. Давайте поговорим теперь о самом процессе обучения. Какие предметы вы проходите?

ПИТЕР. Чтобы получить степень бакалавра, нужно пройти довольно много общих предметов, не всегда связанных с основной специализацией: математику, географию, историю, "религии мира", один или два иностранных языка (у меня - русский и немецкий). Больше всего часов у Даниела приходится на изучение политической и экономической системы СССР, у меня - на русский язык и литературу.

КОРР. Литературу - классическую или современную?..

ПИТЕР. Русской классике, особенно Гоголю и Достоевскому, отведено большое место. Но есть также весьма подробный курс литературы начала нашего столетия - Белый, Сологуб, Замятин, Блок, Пильняк. Современную литературу мы знаем в основном по произведениям Солженицына.

КОРР. Они переведены на английский язык?

ПИТЕР. Как правило, да, но некоторые из произведений читаем по-русски.

КОРР. Считаете ли вы, что можно получить полное представление о нашей жизни с таким подбором современных авторов?

ПИТЕР: Как бы то ни было, мы приехали в СССР для того, чтобы увидеть все своими глазами.

КОРР. Желаю вам в этом удачи. Еще один вопрос: можно ли вас считать типичными американскими студентами?

ДАНИЕЛ. Я, правда, не люблю слово "типичный" - оно подразумевает какую-то усредненность во всем. Но могу точно сказать, что почти все студенты в Олбани - выходцы из "среднего класса" и, пожалуй, во многом похожи на нас.

ОТ РЕДАКЦИИ

Предвосхищая вопросы читателей, мы решили пояснить некоторые из фактов, относящихся к системе высшего образования в США.

Итак, Питер и Даниел - два белых американских студента. Заметим попутно, что доля черных американцев среди студентов, по данным Американской ассоциации колледжей и университетов, не превышает 9%, причем почти половина всех темнокожих студентов посещают "младшие" двухгодичные колледжи, отнесение которых к "высшей школе" весьма условно.

Питер и Даниел учатся в университете. По нашим понятиям, он государственный, поскольку управляется и финансируется властями штата. В частном университете в США обучение обходится в несколько раз дороже.

Примерно треть американских студентов пользуется федеральными кредитами, предоставляемыми на льготных - по американским стандартам - условиях. Процентная ставка таких кредитов меняется в зависимости от многих факторов. Цифра 5 - 6%, называемая Даниелом, - далеко не "потолок". По свидетельству агентства Ассошиэйтед Пресс, в последние годы эта ставка составляла 8% и выше. Средняя задолженность студента, пользовавшегося кредитами, по данным агентства, составляет по окончании университета около 8 тыс. долл.

Понятно, что чем ниже заработная плата, тем сложнее выплатить и кредит, и проценты по нему. У начинающего учителя, по подсчетам американской прессы, только такие выплаты могут отнимать до трети (!) заработка.

И еще. Конечно, составители учебников литературы для американских университетов вправе подбирать материалы по собственному усмотрению. Можно только пожалеть о том, что знакомство со всем богатством нашей литературы сегодняшнего дня сводится для молодых американцев к проработке книг, которые неспособны дать сколь-нибудь объективное представление о нашей действительности.

Смотрите также: