28 ЯНВАРЯ исполняется год со дня катастрофы "Чэлленджера". Примерно еще год - до февраля 1988 г. - будет сохраняться "карантин" на полеты других космических кораблей многоразового использования. За это время, согласно заявлению представителей НАСА, будет коренным образом изменена конструкция ракетных ускорителей. В целом, для того, чтобы отвечать требованиям безопасности и надежности, будут укреплены и реконструированы 40 - 50 технических узлов корабля.
Решение капитально отремонтировать три оставших "на плаву" корабля - "Дискавери", "Атлантис" и "Колумбию", а не пересматривать полностью конструкцию этого типа космических аппаратов было принято, как сообщал руководитель НАСА Дж. Флетчер, чисто по финансовым причинам. Это объяснение на первый взгляд выглядит достаточно убедительно Руководство НАСА, например, заявляло, что оно будет не в состоянии без дополнительного финансирования выделить из годового бюджета агентства в 7 млрд. долл. 3 млрд. на постройку нового космического корабля взамен "Чэлленджера".
Тем не менее решение о таком строительстве было принято, и это лишь свидетельствует, что вряд ли финансовую причину можно считать главной. В американской печати сообщалось, что Белый дом "рассматривал другие источники финансирования для быстрого восстановления программы космических полетов". Где предполагалось отыскать дополнительные источники, догадаться нетрудно. Очевидно, там, где давно не испытывают финансовых затруднений и, главное, где в задержке полетов "шаттлов" усматривают большую смертельную опасность, чем в их конструктивных недоработках, - в Пентагоне. Дело в том, что до 1992 г. НАСА планировало произвести 145 полетов "шаттлов", в ходе которых был бы выведен на орбиту 251 спутник, различного, в том числе военного, назначения. Катастрофы нескольких ракет-носителей показали, что резервные средства "космического извоза" для Пентагона оказались в изрядном запустении. Образовавшаяся в космическом движении после катастрофы "Чэлленджера" "пробка", как полагают американские эксперты, не рассосется до середины 90-х годов.
В этих условиях Пентагон получает приоритетное право на вывод на орбиту военных грузов: 7 из 9 полетов после их возобновления будут чисто военного назначения, и соотношение 3:1 сохранится и в дальнейшем.
До катастрофы "Чэлленджера" могло создаться впечатление, что в скором будущем пути НАСА и Пентагона разойдутся. Завершение строительства на военной базе Ванденберг космодрома стоимостью почти 3 млрд. долл. избавляет от необходимости прятать выполнение сугубо военных миссий за осуществлением коммерческих или научных проектов, даст возможность совершать запуски и посадки "шаттлов" в полной секретности. Да и не только их.
При участии администрации начато рассмотрение альтернативных проектов транспортировки военных грузов на орбиту. Возможно, под контролем Пентагона окажется разработка на базе "Шаттла" гигантского беспилотного "космического грузовика". Другой вариант предусматривает создание "космического самолета", способного взлетать и садиться как обычный авиалайнер. Ведь для размещения в космосе конструкционных элементов системы "звездных войн" потребовалось бы предположительно совершить около 5 тыс. полетов кораблей класса "Шаттл" и... 58 лет. Выдержать такой режим эксплуатации нынешние, даже подлатанные, утлые "челны" явно не в состоянии.
Катастрофа "Чэлленджера" сделала явным, что помимо отдаленных планов создания штатного военно-космического флота администрация стремится превратить НАСА в вольнонаемное подразделение научно - технического обеспечения "боеготовности" уже существующих космических средств. Оставаясь номинально гражданской организацией, НАСА фактически будет милитаризовано. Идея такого превращения - закономерная и необходимая часть планов милитаризации космоса.
Оценивая нынешнее положение и перспективы развития американских космических программ, журнал "Ю. С. ньюс энд Уорлд рипорт" резюмировал: "На обозримый период программа космических полетов будет подчинена первоочередным нуждам обеспечения национальной безопасности. Блистательное, небывалое в истории предприятие превратится в утилитарный космический паром для переправки секретных военных грузов на орбиту".
Подтверждением мнения журнала явилось распоряжение президента Рейгана, напоминающее военный приказ о сосредоточении сил: оно обязывает НАСА закончить все коммерческие космические операции. Отныне ими будут заниматься частные аэрокосмические корпорации, такие, как "Дженерал дайнэмикс" или "Мартин Мариэтта". Большой бизнес таким образом получает выход в космос, минуя посредников, а НАСА остается лишь, в соответствии с саркастической рекомендацией одного из экспертов агентства, дополнить список конструкционных доработок "шаттлов" небольшой технической операцией - нанести на их крылья голубую эмблему ВВС США.
Смотрите также:
- "Восточный экспресс" - детище Пентагона. Для чего создается аэрокосмоплан? →
- Станет ли россиянин марсианином? →
- Миллиарды вылетают... в космос? →