"Аргументам и фактам" отвечают. Рейс задерживается. Почему?

   
   

Об этом беседа нашего специального корреспондента Н. Попадьина с членом коллегии, начальником Главного научно-технического управления МГА Л. ВЕРХОВИНЫМ; членом коллегии, начальником Главного планово-экономического управления МГА В. СОЛОМАТИНЫМ; начальником Управления летной службы МГА В. ПОТЕМКИНЫМ; начальником Главного управления авиационных работ и перевозок МГА Л. ИЛЬЧУКОМ и начальником Управления МГА А. КРАСИЛЬНИКОВЫМ.

КОРР. В почте "АиФ" часто встречаются письма с вопросами о работе нашей гражданской авиации. На некоторые, наиболее распространенные из них мы и просим вас ответить. Первый вопрос таков: чем объяснить тот факт, что иногда (а особенно в летнее время "пик") приходится сидеть в каком-нибудь южном аэропорту и при идеальной летной погоде по многу часов ждать вылета в Москву или Ленинград? Не выполняется ли таким странным образом план по экономии топлива? - спрашивают В. Окунев из Ленинграда, А. Зарецкий из Москвы, А. Пастушков из Норильска.

ИЛЬЧУК. Прежде всего я хочу отметить, что погодные условия являются одним из определяющих факторов в задержке вылетов самолетов даже при хорошей погоде в аэропорту "ожидания". Но в промежуточных аэропортах погодные условия могут не соответствовать допустимым нормам. Это отражается особенно на так называемых "закольцованных" линиях, по которым летают самолеты.

Что касается вопроса об экономии топлива, то хочу пояснить, что, если рейс запланирован, значит, он обеспечен топливом - как же иначе? Правда, порой случаются задержки рейсов и из-за нарушения договорных обязательств по поставкам авиационного топлива.

Кроме того, хозяйское использование дорогостоящей авиационной техники требует выполнения наибольшего количества рейсов одним и тем же самолетом. Вылеты взаимосвязаны суточными графиками, обеспечены резервом. Но техническая неисправность одного из самолетов может повлечь за собой нарушение регулярности полетов из-за недостаточного количества резервных самолетов в отдельных аэропортах.

КОРР. О господстве метеоусловий над полетами известно всем. Сокращается ли оно и как?

ПОТЕМКИН. Списывать со счетов метеорологическую обстановку мы пока не можем, даже имея в своем парке "суперлайнеры", которые могут выполнить полеты в сложных метеорологических условиях. Для авиации существует ряд опасных явлений погоды, такие, как гроза, град, шквал, смерч, сильная болтанка, обледенение, сильный сдвиг ветра, туман и др., которые экипажи воздушных судов обязаны учитывать при выполнении полетов.

Но тем не менее сделаны серьезные шаги, если можно так выразиться, в борьбе с непогодой. Ведется работа по оборудованию аэродромов современными средствами для посадки самолетов в сложных метеоусловиях, более 80% экипажей гражданской авиации допущены к полетам в условиях метеоминимума I и II категории ИКАО (Международная организация гражданской авиации).

Дело в том, что всепогодные полеты возможны лишь по III категории ИКАО (посадка в автоматическом режиме), но наши аэропорты пока что не оборудованы всем необходимым. Земля здесь явно отстает от неба. Так что шаг к решению проблемы - ускоренное оснащение аэропортов системами, обеспечивающими полеты. Важная роль принадлежит метеорологическому обеспечению полетов, которое призвано обеспечить экипажи и наземные службы ГА четкими и надежными данными о фактической и прогнозируемой погоде, своевременно предупреждать об опасных явлениях погоды.

КОРР. Не является ли гражданская авиация убыточной отраслью народного хозяйства?

СОЛОМАТИН. Нет, не является. Гражданская авиация СССР - это высокоразвитая отрасль народного хозяйства, являющаяся важной составной частью экономического потенциала страны. Развитие ГА характеризуется прежде всего высокой динамичностью. Приведу цифры. Так, объем перевозок в одиннадцатой пятилетке возрос по сравнению с десятой на 17%. В двенадцатой пятилетке предусматривается рост на 17,3%. Перевезено в одиннадцатой пятилетке 551 млн. пассажиров и 15,6 млн. тонн срочных народнохозяйственных грузов и почты. А в 1986 г. перевезено более 116 млн. пассажиров. С воздуха обрабатываем ежегодно до 108 млн. га сельскохозяйственных и лесных угодий. Сверхплановая прибыль от улучшения использования самолетно-вертолетного парка за одиннадцатую пятилетку составила свыше 520 млн. руб.

КОРР. Виталий Александрович перейдет ли Аэрофлот на самофинансирование?

СОЛОМАТИН. В порядке эксперимента с 1 января 1987 г. переведены на новые условия хозяйствования Белорусское, Коми, Литовское управления ГА и Домодедовское производственное объединение (ДПО) ГА. С 1988 г. мы планируем перевести на полный хозяйственный расчет все авиапредприятия отрасли.

КОРР. Является ли авиационный билет одновременно и страховым документом (полисом) на случай непредвиденной ситуации? - спрашивают Н. Рудь из Липецка, И. Яшин из Сочи, С. Кувалдин из Ленинграда.

ИЛЬЧУК. Авиационный билет является документом для исполнения обязательств Аэрофлота по страховым процедурам, что обеспечивается Госстрахом в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1982 г. N 7276-Х "О государственном обязательном страховании пассажиров воздушного, железнодорожного... транспорта".

Каждый пассажир, перевозимый на воздушных судах, подлежит государственному обязательному страхованию от несчастных случаев на время полета или пребывания в аэропорту с момента объявления посадки в самолет до момента оставления аэропорта назначения.

Страховой платеж на линиях воздушного транспорта установлен в размере 25 коп. и включен в тариф за перевозку, в том числе распространяется на заказные и экскурсионные рейсы.

КОРР. Многие читатели спрашивают о случаях нападения на экипаж в целях угона самолета. Оправданно ли ношение оружия командиром экипажа? - интересуются Е. Костина из Воронежа, С. Егоров из Кемерова.

КРАСИЛЬНИКОВ. Разгул воздушного терроризма за рубежом привел к значительному росту актов незаконного вмешательства в деятельность многих авиакомпаний мира, в том числе и в отношении воздушных судов Аэрофлота, выполняющих международные полеты.

Так, 27 февраля 1979 г. на воздушной трассе Осло - Стокгольм - Москва группа из 4 человек - членов террористической организации "Ананда Марг", угрожая зажигательными средствами, пыталась заставить экипаж самолета Ту-154 выполнить полет в Москву без посадки в Стокгольме.

Четкими и смелыми действиями экипажа преступники были обезврежены, а возникший на борту пожар - ликвидирован. В аэропорту Стокгольма террористы были переданы представителям властей Швеции.

Случаи нападения на экипажи воздушных судов Аэрофлота с целью их угона за границу имели место и на внутрисоюзных авиалиниях.

В ноябре 1982 г. трое преступников, братья Шмидт и Шулер, совершили вооруженное нападение на членов экипажа Ан-24 Северо-Кавказского управления ГА, выполняющего рейс Новороссийск - Одесса, и под угрозой расправы над пассажирами и взрыва самолета, вынудили их произвести посадку в Турции.

В соответствии с положениями Гаагской (1970 г.) и Монреальской (1971 г.) конвенций и национального законодательства турецкий суд приговорил террористов к длительным срокам лишения свободы.

19 декабря 1985 г. вооруженный преступник Алимурадов принудил экипаж самолета Ан-24 Якутского управления ГА пересечь государственную границу и произвести посадку на территории Китая. Судебными органами КНР преступник приговорен к 8 годам тюремного заключения.

Имели место и некоторые другие случаи экстремистских акций на внутрисоюзных и зарубежных авиалиниях. Подобные преступные акции умелыми и решительными действиями членов экипажей были пресечены.

С учетом особой опасности незаконного вмешательства террористов в деятельность гражданской авиации, наличие оружия у членов экипажа воздушного судна, как мы считаем, оправданно.

КОРР. Как часто проводятся международные выставки авиационной техники и вызывает ли интерес зарубежных специалистов советская техника? Конкурентоспособна ли она за рубежом?

ВЕРХОВИН. Наиболее представительные выставки авиационной техники, как правило, проводятся в Ле-Бурже (Франция) один раз в два года (по нечетным годам). В последние годы на выставке в Ле-Бурже выставлялись наши самолеты Ан-124 ("Руслан"), Ил-86, Ан-32, Ан-72, Ту-154 М, Як-42, вертолеты Ми-26, Ми-17 и Ка-32. Экспонируемая советская техника вызвала большой интерес у специалистов и посетителей выставки.

По многим летным и техническим характеристикам наши самолеты не уступают лучшим зарубежным образцам. Самолеты гражданской авиации приобретены практически всеми странами - членами СЭВ, рядом развивающихся государств и успешно там эксплуатируются. И то, что самолеты Аэрофлота летают в 104 страны мира, также свидетельствует об их достаточной конкурентоспособности.

Смотрите также: