Свидетельством кризиса ислама являются попытки модернизации его основ. Ислам: любой ценой, но выжить

   
   

СЕЙЧАС много пишут о том, что ислам активизировался, политизировался, что количество его последователей растет даже в тех странах, которые мусульманскими уж никак не назовешь - я имею в виду, например, Францию. Однако за этой видимой стороной дела, как это ни покажется на первый взгляд парадоксальным, скрываются явные признаки кризиса ислама, причем кризиса его основ. Многие исследователи приходят к выводу, что политическая активизация ислама в наше время вызвана тем, что он не успел раскрыться на начальном этапе своего существования. В ту пору ислам быстро решил свои первоначальные проблемы, а потом как бы консервировался. Попробуем на нескольких примерах разобраться в этом.

Мусульманские богословы еще в XIX веке столкнулись с проблемой противоречия догматов ислама нарождавшемуся в странах Востока капиталистическому строю. Как, например, совместить запрет Корана: никто не имеет права взимать проценты - с условиями капиталистических финансовых учреждений - банков, смысл деятельности которых как раз и сводится к взиманию процентов? И тогда мусульманские идеологи пускаются на хитрость. Они решают, что мусульманский банк, частный или государственный, получает проценты, якобы эксплуатируя не человека, что запрещено Кораном, а капитал. Тем самым исламский занюн "риба", запрещающий брать проценты, фактически перестает существовать. Или возьмем другой пример.

Коран категорически запрещает мусульманам изображать живые существа. В мечети вы не увидите изображений живого существа - человека или животного. Объясняется это тем, что по мусульманским канонам аллаха, т. е. бога, материально представить нельзя: он не родился, похожего на него нет ничего, его нельзя видеть, осязать. Как же изображать то, чему нет аналогов в природе? А поскольку нельзя, мол, изображать аллаха, то нельзя изображать и живых существ, которые обязаны ему своим существованием. Как же быть? Ведь современная жизнь немыслима без фотографии, живописи и других видов изображений!

И тогда богословы решают: закроем глаза на то, что мусульмане выпускают иллюстрированные журналы или занимаются живописью, будем порицать их за это, но не будем запрещать, поскольку нет опасности возвращения к идолопоклонству. Так рухнул еще один догмат, содержащийся в Коране.

"МОДЕРНИЗАЦИЯ" ислама коснулась и социальных вопросов. Допустима ли по Корану социальная революция? В мусульманском государстве выступать против мусульманского правителя такой же грех, как выступать против бога. Ведь, с точки зрения ислама, мусульманский правитель есть тень бога на земле. Как же можно выступать против тени бога! А как же тогда оправдать борьбу иранского народа против шахского режима? И здесь пришлось идти по обновленческому пути - обвинили гиаха в том, что он отошел от ислама, стал притеснителем. А в исламе известно, заявили богословы, что аллах не любит притеснителей.

Как известно, сегодня идеи социализма широко распространены в странах Ближнего и Среднего Востока. Мусульманская религия реагирует на это по-разному: если можно уничтожить эту чуждую исламу идею, то ее пытаются уничтожить, а если не удается, тогда стремятся придать ей исламскую окраску, использовать социализм в своих целях.

Как это делается? А очень просто: богословы заявляют, что социализм есть и в исламе. А если это так, то зачем нужен "Капитал" Маркса, когда есть Коран? Обходя молчанием то, что ислам признает частную собственность, мусульманские богословы говорят, что, согласно изречению пророка, мусульмане едины в трех вещах - земле, воде и пастбище, а это, мол, и есть исламский социализм, при котором тоже нет частной собственности на землю и воду.

Конечно, никакой это не социализм. Представьте себе пустыни Аравийского полуострова, по которым кочуют арабские племена. Сама жизнь заставила людей обобществить источники воды и пастбища. Не будь этого, многие племена погибли бы от бескормицы или столкновений за воду и пастбища с другими племенами. Но это ведь первобытно-общинный строй, а его выдают за научный социализм!

"МОДЕРНИЗАЦИЯ", а точнее говоря, ревизия ислама происходит и в связи с научно-техническим прогрессом. Ничто так не расшатывает основы религии, как наука. В связи с освоением космоса перед исламом встала проблема: не нарушается ли тайна бога в связи с выходом человечества в космос? Как решить этот щекотливый вопрос? Мусульманские идеологи после продолжительных дискуссий пришли к выводу, что никаких запретов на этот счет в исламе нет, а потому мусульмане должны освоить космическое пространство. При этом они ссылаются - на что бы вы думали? - на Коран! Семнадцатая сура Корана называется "сура аль-Исра" - "перенос ночью". Это известный мусульманский праздник - мирадж, вознесение пророка Мухаммеда на небо, где он разговаривал с аллахом через архангела Гавриила (по-арабски Джебраил).

Конечно, современному человеку трудно втолковать, как пророк мог это сделать. Богословы начинают хитрить, заявляют, что неизвестно, как Мухаммед поднялся на небо - телесно или духовно. Кроме того, в распоряжении богословов есть еще один, неотразимый, по их мнению, довод: не будем ломать голову, говорят они, ведь разум человека не может понять все тайны всевышнего. Если бы человек был таким же умным, как бог, тогда какая разница между человеком и богом? Не надо спорить, надо верить!

СЕГОДНЯ все чаще и чаще мусульманским богословам приходится искать средства, чтобы обойти, а нередко и нарушить догматы ислама. Потому что все чаще ислам приходит в противоречие с условиями современной жизни. Рассказывают, например, что во время строительства Асуанской плотины в Египте возникло непредвиденное осложнение. Летом, в самый разгар стройки, начался мусульманский пост, во время которого с утра до заката солнца нельзя есть, пить и т. п. Стояла пятидесятиградусная жара, работу останавливать нельзя, а у людей от жажды трескались губы, они были на грани истощения. Президент Насер поручил главному муфтию по делам ислама решить эту проблему. Египетский шейх приехал в Асуан, собрал 28 тыс. рабочих-арабов и сказал: "Вы знаете, кого освобождают от поста по законам ислама - детей, беременных и кормящих женщин, стариков, больных и... воинов, находящихся в сражении".

Люди сперва не поняли, какое отношение Асуанская плотина имеет к военным действиям. Но богослов знал свое дело. "Асуанская плотина, - сказал он, - это поле сражения. Люди здесь работают для того, чтобы возвеличить мусульманский Египет, и по своему значению это строительство есть джихад, то есть священная война. Поэтому рабочие освобождаются от поста, но с условием, что потом они будут поститься в двойном размере". Молодежь обрадовалась, благословила аллаха, шейха и президента Насера...

Итак, ислам, как и другие религии, приспосабливается к новым условиям. Его идеологи стремятся привести исламские традиции в соответствие с достижениями научно-технического прогресса, общественного развития общества. Однако модернистские тенденции в вероучении и культовой практике ислама не в состоянии изменить его социальную природу и мировоззренческую сущность.

Г. КЕРИМОВ, доктор исторических наук.

Смотрите также: