Что показали данные социологических, исследований, проводившихся в 1984 и 1987 годах. Без перелома в сознании успеха не добиться

   
   

АНАЛИЗ первых шагов перестройки духовной сферы особенно важен, ибо, как подчеркивалось на июньском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС, "социально-политический климат в нашем обществе во многом определяется обстановкой, складывающейся в трудовых коллективах".

Основываясь на данных социологических исследований, проведенных в Липецкой области в одних и тех же трудовых коллективах, в одних и тех же цехах в 1984 г., т. е. до апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС, и в феврале 1987 г., а также на исследованиях, проводимых в Ставропольском крае, мы отметили, что люди стали замечать вокруг больше недостатков, задумались: откуда такое? Что оно означает? Как к этому относиться?

ЛЮДИ СТАНОВЯТСЯ ОТКРОВЕННЕЙ

Ощутимые перемены произошли в отношении работников предприятий к опросу, что особенно заметно в рабочей среде. Практически не было отказов от участия в исследовании с типичной ранее мотивировкой: "Да что я могу сказать?" или "Кого интересует наше мнение?".

Люди поняли, начинают понимать, что теперь интересуются их мнением вовсе не для того, чтобы "поиграть в демократию", получить заранее подготовленный ответ - хотя и такое еще нередко встречается. Они перестали бояться допустить ошибку, сказать что-то "не в струю".

Существенно увеличилось число ответов на так называемые "открытые" вопросы, в которых не содержится заранее сформулированных вариантов ответов, где задача опрашиваемого сводилась лишь к выбору одного из них. Даже на такие вопросы, как "Что, на ваш взгляд, сейчас особенно мешает перестройке?", "Есть ли у вас предложения, реализация которых могла бы ускорить процесс перестройки в масштабах предприятий, отрасли, страны в целом?", дали ответ более 40% обследованных.

Высказывания стали определеннее и жестче, так же как и вопросы. Так, если в 1984 г. на вопрос об отношении администрации к бытовым нуждам работающих (о чем каждый работник имеет, конечно, ясное представление) не захотели ответить более 25%, то в 1987 г. - менее 5%. В 1984 г. в среднем около 40% опрошенных заявили, что они видят недостатки на своем участке работы, в 1987 г. аналогично ответили более 60%.

Критическая настроенность, ставшая одной из заметных особенностей массового сознания (иногда она, правда, в чем-то перерастает в критиканство), в своей основе все же имеет другое: вне "зоны критики" действительно не должно быть ничего и никого. Кроме того, критический настрой вырос и потому, что люди начинают сравнивать то, что есть, с тем, что действительно соответствует сущности социализма, идеалам будущего.

Заметно меняется отношение и руководителей к "высшим инстанциям". Это уже не те люди, которые всегда готовы "взять под козырек" и бездумно выполнять любое распоряжение или указание только потому, что оно идет "сверху".

Однако трудящиеся стали более требовательно и критично оценивать не только деятельность администрации, партийных комитетов, профсоюзов и т. д., но и свою личную. Они самокритично признают, что рядовые работники по преимуществу также практически еще не перестроились, а самое большое препятствие перестройке сейчас - это, по общему мнению, пассивность, отсутствие инициативы, нежелание каждого начать перестройку с самого себя, привычка работать по-старому.

А ЕСТЬ ЛИ ЭТО ЖЕЛАНИЕ?

Однозначно ответить трудно. Сейчас уже все понимают, что, как всякая революционная ломка, перестройка задевает интересы, позиции, положения конкретных людей. Немало и тех, кто теряет различного рода привилегии, престиж, вынужден уступать позиции или просто не в состоянии работать по-новому на старом месте. Эти люди не хотят или не могут перестраиваться.

Сравнивая результаты данного исследования с еще одним, проведенным в декабре 1985 г., мы обнаружили и такую категорию противников перестройки. Они были за перестройку, за ломку всего старого и отжившего. Но когда обнаружилось, что главное в перестройке - это напряженная и инициативная работа каждого на своем месте, начали пасовать. Сколько у нас людей, не желающих начинать перестройку с себя, ответить пока трудно. Но одно несомненно - не они сегодня делают погоду.

Сдвиги в массовом сознании уже обозначились, причем такие, которые будут в дальнейшем иметь фундаментальное значение.

Раздвигается горизонт мышления людей, укрепляется их чувство гражданской ответственности за все, что происходит вокруг. Вдумаемся в такие цифры: в 1984 г. 47,9% опрошенных в своей работе нравилось то, что она полезна для общества; 51% (почти столько же) утверждали, что предприятие выпускает качественную продукцию; 46,9% (опять-таки почти полное совпадение) считали себя хозяевами производства. В феврале 1987 г. картина выглядела так: работа привлекает полезностью для общества - 23,3% опрошенных, качество продукции импонировало - 10,5%, хозяевами производства считают себя - 21,1%.

Что же произошло? Качество, как выяснилось из бесед, большинство работающих стало оценивать в сравнении с мировыми стандартами, а выпускаемая продукция им не соответствует. Полезность работы для общества оценивается теперь не через внутренние критерии предприятия или отрасли (по проценту выполнения плана), а по тому, нужна ли обществу такая продукция, что она ему дает.

НАЧАТЬ ПЕРЕСТРОЙКУ С СЕБЯ!

Изменились и чувства хозяина. В условиях как бы "ничейной", бесплатной, лишенной реального хозяина социалистической собственности, с ослабленным контролем за тем, кто и как ею распоряжается, чувство хозяина во многом лишилось своего реального смысла. Его реальное содержание оказалось в значительной степени выхолощенным. Нередко оно ничего не требовало и ни к чему не обязывало. Сейчас люди начинают понимать, что быть хозяином - это не только права, но и ответственность. Права - это возможность знать истинное положение дел, принимать участие в выработке решений и контроле за их исполнением и т. д. Ответственность - это словом и делом отстаивать интересы коллектива, общества. И несмотря на внешнюю парадоксальность результатов обследования, чувство хозяина у работников этих коллективов сейчас не снизилось, а окрепло.

Вот конкретный пример. В адрес администрации, профсоюзов и общественных организаций обследованных предприятий в сравнении с 1984 г. поступило почти в два раза больше предложений. И что особенно радует, резко расширился диапазон этих предложений. Они теперь касаются и кадровой, и воспитательной работы, и деятельности администрации, и других сторон жизни предприятия, коллектива. Так вести себя могут только люди, в сознании которых действительно начинает формироваться чувство хозяина. Причем много предложений стало поступать от беспартийных.

Однако возросшая активность часто застревает на пути.

На вопрос: "Были ли за последние два года случаи, когда вы сами предлагали администрации, партийной или общественной организации поручить вам какое-либо дело, конкретное задание?" - в 1984 г. в среднем более 60% ответили отрицательно, в 1987 г. - 55%. Только незначительно увеличилось за это время число людей, овладевших передовыми методами труда, реализовавших предложения по экономии ресурсов.

В чем причина? Почему возросшая гражданственность не проявляется достаточно ярко в практических делах? Дело в том, что человек еще не поставлен в новые реальные отношения с производством, с другим человеком. Позитивные перемены в сознании вызваны главным образом общим политическим подъемом в стране, породившим большие надежды и ожидания, а не изменениями в экономической и социальной сфере.

Тем не менее можно утверждать, что вместе с перестройкой экономики, политической и социальной сферы началась и психологическая перестройка.

В. КОМАРОВСКИЙ, профессор АОН при ЦК КПСС

Смотрите также: