Около 100 стран направили 500 фильмов XV Московском кинофестивале. Зеркало мирового кино

   
   

6 июля открылся XV Московский международный кинофестиваль. Наш корреспондент П. Васильев встретился с В. А. ИВАНОВЫМ, главным редактором "Совинтерфеста" - организации, ответственной за подготовку и проведение фестиваля.

КОРР. В последнее время все чаще можно услышать мнение, что выдающиеся зарубежные режиссеру и актеры теряют интерес к Московскому международному кинофестивалю (ММКФ), что престиж фестиваля падает...

ИВАНОВ. Я не согласен с абсолютизацией этой точки зрения. На ММКФ перебывали все звезды современного кино, кроме, может быть, Б. Бардо и Ж. П. Бельмондо. А если говорить о кинорежиссерах с мировым именем, то среди них нет ни одного, кто бы не был на ММКФ. Наивно рассчитывать на то, что все эти люди, очень занятые, будут каждый раз приезжать в Москву.

Надо также иметь в виду, что звезды мирового кино - люди капризные. Особенно это касается актеров. Ведь как бывает: приезжает к нам кинозвезда. Она в восторге от оказанного ей приема: мы, как организаторы фестиваля, оплачиваем ей дорогу, гостиницу, питание. А в следующий раз она хочет прихватить с собой уже и своих родственников, знакомых. Конечно, мы люди гостеприимные. Но...

А престиж ММКФ, я уверен, остается высоким. Об этом свидетельствуют цифры. Число стран - участниц XV ММКФ достигло почти 100, гостей приехало более 1600 (на XIV фестивале их было около 1400).

Другое дело, что на престиже ММКФ отрицательно сказался следующий факт: по воле вполне определенных и немногочисленных лиц в свое время были предприняты организационные изменения, совершенно неоправданные. Что я имею в виду? В 1969 г. было объявлено о том, что на ММКФ вместо одного Гран-при будут присуждаться три равные главные премии. Это и привело к той ситуации, о которой сейчас говорит Элем Климов: на прошлом кинофестивале, когда он получал Золотой приз за фильм "Иди и смотри", он совершенно не был уверен, что он - победитель фестиваля, потому что рядом с ним стояли двое других с такими же точно премиями. Действительно, нелепейшая ситуация: на фестивале, имеющем конкурсный характер, три кинокартины награждаются одинаковыми премиями!

Сейчас мы вернулись к хорошо зарекомендовавшей себя практике первых лет фестиваля.

Кроме того, вина некоторых должностных лиц состояла в том, что они использовали свое служебное положение для того, чтобы активно влиять на сам процесс присуждения главных призов фестиваля. Не секрет, что последние годы нередко вызывали недоумение фильмы, оказавшиеся в числе лауреатов ММКФ. Я не хочу сказать, что эти фильмы были сделаны бездарными людьми или, скажем, не отвечали девизу фестиваля. Но они явно не были лентами того высокого художественного уровня, которые могут претендовать на главные призы ММКФ. Этот факт заметно повредил престижу ММКФ. Ведь зарубежные мастера кино едут к нам прежде всего для того, чтобы лично познакомиться с новыми советскими лентами и их авторами, имена которых в 60-е годы приобрели широкую известность. А поскольку в 70-е - начале 80-х годов в силу теперь уже известных причин эти имена исчезли из титров советских фестивальных фильмов, зарубежные кинематографисты, естественно, утратили былой интерес к ММКФ.

КОРР. А с чем связано сокращение времени работы фестиваля? Может быть, мы тем самым хотим сэкономить немалые средства, которые вкладываем в это мероприятие?

ИВАНОВ. Нет, различные сокращения на нынешнем, XV ММКФ объясняются другими мотивами. Мы, например, сократили число полнометражных игровых конкурсных фильмов с 45 до 27. С одной стороны, это сокращение скажется на том, что фильмы в конкурсе будут отбираться более тщательно. Но это не самая главная причина. Дело в том, что существует Международная федерация ассоциаций кинопродюсеров (ФИАПФ). При этой ассоциации работает комиссия по международным кинофестивалям, которая контролирует выполнение Регламента о проведении международных киномероприятий. Так вот, в последней редакции этого регламента записано: международное жюри должно смотреть в день не больше двух фильмов. А у нас было по четыре конкурсных фильма. И действительно, в последние годы члены международного жюри выражали свое неудовольствие тем, что им приходится работать с таким напряжением. Так что мы вынуждены были изменить цифру конкурсных картин, еще исходя и из требований международного регламента фестивалей.

Хотя и теперь у нас не два конкурсных показа ежедневно, а три.

КОРР. А не скажется ли сокращение количества конкурсных фильмов отрицательно на самом облике ММКФ? Ведь представительность - отличительное свойство нашего фестиваля.

ИВАНОВ. Я разделяю эти опасения. До создания ММКФ кинематографии развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки находились в исключительной ситуации: им просто негде было показывать свои фильмы. Не только наши друзья, но и наши недруги объективно признавали тот факт, что ММКФ - единственное место, где можно увидеть весь мировой кинематограф сегодняшнего дня.

Правда, чтобы как-то решить возникшую проблему, мы создали в рамках ММКФ информационную программу "Панорама". И целый ряд фильмов, которые не вошли в конкурс ММКФ этого года, будут показаны в "Панораме". Но не скрою, есть уже сейчас случаи очень сложные. В частности, Никарагуа не согласилась с тем, что ее фильм был предложен отборочной комиссией для показа в "Панораме". Нам приходится убеждать людей в том, что, испытывая к их стране самые теплые и дружеские чувства, мы все же должны считаться с рекомендациями отборочной комиссии.

КОРР. Вы ездили в США отбирать фильмы для ММКФ. Чем это вызвано?

ИВАНОВ. Перед каждым ММКФ представители генеральной дирекции разъезжаются по самым разным странам для отбора фильмов.

КОРР. Эта практика носит международный характер?

ИВАНОВ. Да. И к нам приезжают представители других кинофестивалей, отбирают интересующие их фильмы.

КОРР. Сколько же американских фильмов вы просмотрели?

ИВАНОВ. 19 картин крупнейших кинофирм. И тот фильм, который нам показался наиболее подходящим для ММКФ, мы нашли за день до отъезда. Им оказалась картина Ф. Ф. Копполы "Сад камней". Когда мы сообщили о своем выборе, кинофирма тут же дала свое согласие. А потом начались сложности. Под разными предлогами были сделаны попытки послать на ММКФ другой фильм.

КОРР. И что же вы предприняли?

ИВАНОВ. Обратились к Копполе. Он был доволен, узнав, что его фильм хотят показать в Москве. И помог решить этот вопрос, хотя и не без труда.

Я объясню, почему мы настаивали именно на фильме Копполы. Дело в том, что "Сад камней" - редкое явление на фоне современного американского кино, которое просто завалило и свои, и зарубежные экраны продукцией, мягко говоря, очень среднего качества.

КОРР. А что представлял собой фильм, который вам предложили вместо "Сада камней"?

ИВАНОВ. Это фильм "Грейз и Чак" молодого режиссера Майкла Ньюила. Картина благородна по мысли, но, на наш взгляд, недостаточно высокого художественного уровня.

КОРР. До последнего времени "простые смертные" почти не имели возможности побывать на фестивальных просмотрах. Билеты распределялись лишь между "избранными". В этом году ситуация изменилась к лучшему: билеты распространяются почти исключительно через кассы кинотеатров. Следующим шагом, наверное, должна стать закупка нашей страной хотя бы тех кинолент, которые удостоены наград ММКФ.

ИВАНОВ. Я очень хочу на это надеяться. Потому что совершенно нелепа ситуация, когда фильм, получающий Главный приз ММКФ, остается неизвестным советским зрителям. Как это случилось, к примеру, с картиной "Восемь с половиной" Феллини, приобретенной для проката спустя почти четверть века. Я думаю, что в нынешних условиях такая ситуация уже невозможна.

Смотрите также: