Реализация 4% продовольственных товаров по заказам населения дает экономию в 1 млрд. человеко-часов в год. Привилегии по справедливости

   
   

Сейчас, в период перестройки, революционного обновления общества, мы особенно много говорим о социальной справедливости. Понятие это широкое. Оно включает в себя и такие аспекты, как справедливое распределение жилья, материальных благ, право на отдых, образование и т. д. В "АиФ" уже неоднократно поднимались эти жизненно важные вопросы. Сегодня мы коснемся еще одной грани этой проблемы - торгового обслуживания. На многие вопросы, интересующие читателей, наш корреспондент Л. Новикова попросила ответить начальника Управления организации торговли Минторга СССР Ю. П. ХИМОНИНА.

КОРР. Юрий Пантелеевич, наши читатели часто присылают письма такого плана: "Почему разные категории трудящихся обслуживаются по-разному?"

ХИМОНИН. Не совсем правильная постановка вопроса. Согласно действующему порядку продажа товаров в магазинах должна проводиться всем гражданам на общих основаниях. И всякие извращения в этой сфере следует пресекать, виновных в этом - строго наказывать.

Исключением являются отдельные категории населения, которым государство считает возможным предоставить определенные льготы и преимущества в торговом обслуживании. Речь идет об инвалидах, ветеранах войны и труда, многодетных семьях... Делается это для того, чтобы выровнять с основной массой населения их ограниченные возможности в приобретении товаров, связанные с состоянием здоровья, особой занятостью, семейными заботами и т. д. Иными словами, в интересах социальной справедливости.

Порядок продажи товаров и категории граждан, которым предоставляются эти преимущества, устанавливаются исполкомами местных Советов народных депутатов, исходя из возможностей и условии конкретного региона.

КОРР. Сегодня мы говорим с вами о льготах по закону, а не о тех, которые кое-кто присваивает себе самочинно, как это было, например, в Алма-Ате.

Далее. Не секрет, что в стране еще ощущается дефицит некоторых продуктов, особенно мясо-молочных. Поэтому и возникает вопрос о различиях в торговом обслуживании среди отдельных категорий трудящихся. Ведь если бы у нас было всего вдоволь, то есть было бы что распределять, вопрос, как это делать, по всей видимости, не стоял бы так остро. И хотя в последнее время положение исправляется, о полном удовлетворении потребностей мы пока говорить не можем. Об этом свидетельствуют и письма, поступающие в "АиФ" из разных областей страны. Поэтому хотелось бы услышать: для кого существуют преимущества в торговом обслуживании?

ХИМОНИН. Это зависит от возможностей на местах, поэтому и вопрос о льготах решается по-разному. Но можно сказать, что в целом по стране отдельными льготами в торговом обслуживании пользуются инвалиды и участники великой Отечественной войны, Герои Советского Союза, кавалеры ордена Славы, многодетные семьи, одинокие престарелые нетрудоспособные граждане, инвалиды первых групп по зрению, труду, общему заболеванию, больные сахарным диабетом и некоторые другие.

КОРР. Юрий Пантелеевич, наверное, никто не будет возражать, что люди, которые пользуются правом на лучшее обслуживание, это действительно заслужили. Но, учитывая, что отдельных продуктов еще не хватает, что же делать тем, кто не подпадает ни под одну из перечисленных вами категорий?

ХИМОНИН. Выход есть. И жители многих крупных промышленных центров хорошо с ним знакомы. Это обслуживание населения по заказам на предприятиях. Начиная с 1982 г. минторги союзных республик организуют постоянно действующие пункты приема и выдачи заказов на промышленных предприятиях, стройках, в учреждениях. В настоящее время в стране насчитывается 12 тыс. таких пунктов. Понимаем, что этого мало. Но динамика есть. За годы прошедшей пятилетки количество их увеличилось на 5,6 тыс., т. е. в 1,9 раза. К концу текущей пятилетки число таких пунктов должно возрасти до 13,5 тыс.

КОРР. Но ведь продажа продуктов по предварительным заказам имеет и вторую цель - экономит наше время.

ХИМОНИН. Конечно. Специалисты, например, подсчитали, что такая форма обслуживания, если она четко и правильно организована как торгующими организациями, так и самими предприятиями, сокращает время, затрачиваемое на покупку товаров, по сравнению с традиционной формой обслуживания в 5 раз. Еще несколько цифр, красноречиво подтверждающих сказанное. Доведение реализации продовольственных товаров по заказам населения до 4% (в настоящее время их удельный вес в розничном товарообороте составляет 3%) может дать экономию около 1 млрд. человеко-часов в год.

КОРР. Цифры действительно впечатляют. Но согласитесь, Юрий Пантелеевич, что такой формой обслуживания охвачена еще малая часть населения.

ХИМОНИН. Да, это так, к сожалению. Наибольшее распространение продажа товаров по предварительным заказам получила в Москве, Ленинграде, Минске, Киеве, Ташкенте, Симферополе, в Горьковской, Омской, Пензенской, Свердловской, Челябинской, Воронежской, Мурманской областях, Приморском крае и других регионах. Конечно, этого еще недостаточно, поэтому такую форму торговли надо активно развивать повсеместно.

Немалую роль в удовлетворении потребностей населения сыграет расширение объемов выпуска продукции собственного производства предприятиями общественного питания, которые должны значительно увеличить выпуск и продажу кулинарных, кондитерских изделий, полуфабрикатов в отделах кулинарии при производственных предприятиях, предприятиях общественного питания, а также организовать продажу в продовольственных магазинах розничной торговой сети.

КОРР. По выходным дням в столицу за высококачественными продуктами едут из Костромы, Ярославля, Владимира, из Подмосковья и других мест. А ведь если бы и в остальных городах были продовольственные заказы, вряд ли бы люди ехали в Москву за колбасой...

ХИМОНИН. Да, очереди, особенно в центральных гастрономах, бывают. Но на многих предприятиях Москвы существуют столы заказов, и для жителей столицы это в какой-то мере снижает остроту проблемы. Например, магазин заказов Перовского райпищеторга - крупное высокомеханизированное предприятие мощностью 3,5 тыс. заказов в день - обслуживает 100 промышленных предприятий. Заказы, предлагаемые рабочим и служащим этих предприятий, комплектуются в основном из товаров повседневного спроса. А фирма "Заказ" Куйбышевского райпищеторга столицы может одновременно предложить промышленным предприятиям 10 - 12 видов заказов.

КОРР. И все же от кого зависит, чтобы как можно больше работников промышленных предприятий страны было охвачено такой формой обслуживания?

ХИМОНИН. 14 лет назад, в 1973 г., вышло постановление Президиума ВЦСПС "Об улучшении торгового и бытового обслуживания рабочих и служащих непосредственно на производственных предприятиях", в котором рекомендовано центральным комитетам и советам профсоюзов разработать и осуществить совместно с министерствами и ведомствами меры, направленные на расширение торгового обслуживания рабочих и служащих на производстве, выделение предприятиям торговли помещений для открытия столов заказов, магазинов, оказание помощи в их оснащении оборудованием и инвентарем. Это постановление имеет силу и сегодня.

КОРР. То есть вы хотите сказать, что организация обслуживания трудящихся непосредственно на предприятиях - забота профсоюза?

ХИМОНИН. Совершенно верно. Они должны проявлять инициативу, дело же торговли - воплощать ее в конкретные дела. И там, где профсоюз и хозяйственные руководители проявляют подлинную заботу о рабочих, снабжение их продовольственными заказами поставлено хорошо. Примеров тому много. Это - завод автоматических линий им. С. Орджоникидзе в Москве, рижское объединение ВЭФ и многие другие.

Смотрите также: