За годы существования Артека в нем побывало около 800 тысяч ребят, в том числе 30 тысяч из-за рубежа. Уроки для взрослых

   
   

Знаем ли мы своих детей? Кажется, ответ однозначен. Но так ли это? Посмотрите, как меняются сегодня дети, какие важные проблемы они решают.

Саманта Смит и Катя Лычева... Эти две маленькие девочки помогли протянуть руку дружбы и взаимопонимания двум народам - советскому и американскому. Их миротворческая деятельность нашла множество последователей. Советские ребята сегодня ездят в США, встречаются не только со своими сверстниками, но и с государственными деятелями. Американские школьники - частые гости нашей страны. Многие из них, как и ставшая уже легендой Саманта, бывали в Артеке - этой столице советских пионеров.

С Артеком связано много славных страниц, много героических имен. В этом лагере стоит обелиск, на котором можно прочитать имена героев- артековцев. Это и герои минувшей войны Гуля Королева, Тимур Фрунзе, Рубен Ибаррури, Володя Дубинин, Витя Коробков. Артековцами были и герои наших мирных дней, среди которых Леонид Телятников, спасший вместе со своими пожарными не только Чернобыльскую атомную, но и, может быть, что-то гораздо большее...

Вместе с нашим корреспондентом Н. ПОПАДЬИНЫМ побываем в Артеке, где состоялся IX слет пионеров, послушаем, о чем говорили, о чем спорили дети, и, быть может, лучше поймем наше такое знакомое и все-таки такое незнакомое юное поколение.

ОБЩЕСТВЕННАЯ активность юных советских граждан растет год от года. Выступления за мир во всем мире сочетаются сегодня с попытками молодых осмыслить свое место в жизни, самим разобраться в причинах своей, порой заформализованной школьной действительности.

IX Всесоюзный слет пионеров в Артеке мог стать очередным "мероприятием", где правильные пионервожатые и послушные пионеры могли давать рапорты, отчеты и торжественные обещания "работать еще лучше" и т. п.

Мог стать таким, но не стал.

Как утверждают многие (в том числе и делегаты I слета пионеров 1929 г.), IX слет пионеров не был похож на все предыдущие, главным образом потому, что был не парадным, а рабочим, проходившим под девизом: перестройка, гласность, демократия.

То, что происходило на слете, не только порадовало, но и в какой-то степени удивило многих. В острых дискуссиях артековцы искали ответы на многие вопросы, пытались постичь истину, отстоять свою, а не подсказанную учителем, воспитателем, вожатым, точку зрения, и подчас небезуспешно. Одним словом, это был бой пионеров против формализма, бюрократизма, закостенелости, трусости.

КАКИЕ конкретные вопросы обсуждал слет? Что особенно волновало ребят? Конечно, у юных свои проблемы, но, как выяснилось, они во многом схожи с проблемами взрослых. Определенная их часть носит хронический, застарелый характер и требует немедленного вмешательства вышестоящих органов: ЦК ВЛКСМ, Госкомтруда СССР, ВЦСПС, Минздрава СССР, а в особенности Министерства просвещения СССР. Все это отчетливо прослеживалось и накануне пионерского слета на пленуме Центрального совета Всесоюзной пионерской организации (ЦС ВПО) им. В. И. Ленина.

Вспоминается выступление директора, главного режиссера Детского музыкального театра Н. И. САЦ:

- Однажды я возмутилась, когда предлагали сделать реестры добрых дел пионеров. Мне стало страшно. Человек, который записывает, что он перевел старушку через улицу или кому-нибудь нарубил дрова, перестает быть добрым, честным, потому что добрые дела делаются от сердца и человек вовсе за это не желает иметь каких-то записей, наград, он делает так, потому что верит, что он поступает правильно. Я думаю, если бы в педагогические вузы шло меньше людей случайных, тех, которые идут за бумажкой о высшем образовании, а шли бы только те, которые по-настоящему верят в настоящее дело и любят его, - сейчас было бы совсем другое положение. А то человек с кислой миной идет и начинает детям в классе нудным голосом читать: "Белеет парус одинокий..." Так разве он может научить любить литературу?

Я ратую за то, чтобы из неудавшихся педагогов не делали пионервожатых, потому что пионервожатый - это прежде всего человек, который может понять, что нужно сейчас ребятам.

Учитель, журналист В. ХРАПОВ, в частности, отметил:

- На XX съезде ВЛКСМ, участвуя в дискуссиях, я услышал выступления лучших вожатых-профессионалов. Но о чем они говорили?

О зарплате, о галстуках, о линейках, о методических пособиях, которых не хватает, и т. п. Это узкопрофессиональные вопросы. А пионерская организация - это самодеятельная общественная организация. Мы же пытаемся ее профессионализировать. Но тем не менее мы знаем, что у нас положение с вожатыми неблагополучно. Так почему же комсомолу, действительно, не бросить призыв, чтобы к детям пришли настоящие люди, которые работали бы не за деньги, а за совесть? И не один вожатый был бы в отряде, а несколько, чтобы это был действительно коллективный орган. Тогда бы средств меньше тратилось, и использовать их можно было на другие цели.

А секретарь ЦК ВЛКСМ, председатель ЦС ВПО И. НИКИТИН подчеркнул, что необходимо укрепить научную базу пионерской организации как в центре, так и на местах. По вине ЦС ВПО в центральных комитетах комсомола ряда союзных республик, сказал он, за прошедшее время мы изрядно подрастеряли пионерских ученых-энтузиастов. Далеко не в каждом педагогическом учебном заведении встретишь высококвалифицированного преподавателя пионерских дисциплин, забыты интересные эксперименты. Социологические исследования, научно-практические конференции вожатых, учителей, методистов стали напоминать обычный обмен опытом, нет научно-методических центров пионерской работы в республиках, краях и областях.

Максим Горький говорил, что до Октября революционер начинался в возрасте 17 - 20 лет. А в наше время - в возрасте октябренка и пионера. Поймут это взрослые - поймут и сами пионеры, что нет для Всесоюзной пионерской организации иного пути в будущее, чем участие в настоящей борьбе за дело нашей партии.

А ТЕПЕРЬ, когда некоторые позиции взрослых на проблемы пионерского движения уяснены, давайте постараемся окунуться в атмосферу слета и возьмем интервью у самих пионеров, узнаем, что они думают о своих наболевших проблемах:

Аня КАЗАКЕВИЧ, Москва.

- Перестройку нужно начинать не со взрослых, а с нас, пионеров. Нам ведь не нужно перестраиваться, и мы вам поможем.

Андрей СЕРГЕЕВ, г. Городец Горьковской области:

- Мы хотим работать во время каникул, а нам не дают работу. Пусть введут закон, разрешающий подросткам работать на фабриках и заводах, в кафе, киосках. Разве семиклассники не смогут вымыть пол или разнести почту?! Мы требуем, чтобы наши компетентные органы санкционировали это в трудовом законодательстве. Иначе все разговоры о нашей работе на благо Родины - пустой звук! Объясните бюрократам, что мы хотим работать.

Глеб МАЛЬЦЕВ, г. Цюрупинск:

- Вся пионерская организация держится на классных руководителях. Это они нас загоняют на сборы макулатуры и металлолома. Им только кнута не хватает.

Галя ИВАНОВА, Якутская АССР:

- Взрослые совсем без романтики, хоть и с высшим образованием, одним словом, титулованные учителя! Они думают, что детям надо все разжевать, а мы не хотим есть "разжеванное", мы хотим все сами.

Катя СЛЯГИНА, московская делегация:

- Ученики нашей школы учат китайский язык. Но УПК у нас по специальности "швея-мотористка". То есть из школы у нас выходит швея- мотористка с китайским языком. Не совсем понятно, где мы все это применим?

Узбекская делегация:

- Мы не знаем, правильно или нет то, что мы осенью выезжаем на хлопок, а возвращаемся порой только после Нового года. Без зимних каникул, а порой и весенних остаемся, приходится нагонять школьную программу ускоренными темпами, причем по не очень хорошим учебникам.

Рома СПАСЕЕВ, Московская область:

   
   

- Раньше были такие песни, которые легко запоминались, и слова были несложные, а сейчас песни для пионеров бывают настолько трудные, что порой нелегко выучить даже в музыкальной школе. А как же эти песни учить тем, кто вообще не имеет никакого музыкального образования? Может, композиторам дать возможность с нами, пионерами, пообщаться?

Инна СААКЯН, Армянская ССР:

- А у нас вот как. Мы идем работать на завод вместе с рабочими, ребята стараются, даем продукцию вместе с продукцией основных рабочих. И это все идет на ОТК, и после проверки ОТК весь брак выписывают на нас. Это несправедливо, мы ведь стараемся. Так что же нам делать? Специальное пионерское ОТК создавать?

Эти вопросы мы намеренно свели вместе. Ведь то, что говорили ребята в интервью, звучало и на пресс-конференциях, на диспутах у пионерских костров, в отрядах, на линейках слета. Ребята адресовали их взрослым, которых специально пригласили на свой слет, чтобы вместе решить сложные вопросы.

ЧТО ЖЕ все-таки смогли ответить представители министерств и ведомств делегатам слета?

Давайте побываем на одной из дискуссий.

ВОПРОС. Когда ВЛКСМ будет направлять в школы подготовленных вожатых, таких, как в Артеке?

В. МИРОНЕНКО, первый секретарь ЦК ВЛКСМ. Я вам обещаю, ребята, что ЦК ВЛКСМ будет делать все для того, чтобы во всех пионерских дружинах были хорошие вожатые. Но когда это будет? Завтра, послезавтра... Я пока ответить не могу.

Г. ЯКИМОВИЧ, начальник отдела социально-культурных отраслей Госкомтруда СССР. Добавлю: уже принято решение повысить заработную плату школьным вожатым. Престиж профессии должен подняться.

ВОПРОС. Мы учимся по плохим учебникам. Будут ли у нас хорошие?

В. ШАДРИКОВ, заместитель министра просвещения СССР. Да, к сожалению, многие школьные учебники в настоящее время не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к учебно-методической литературе. Министерство просвещения перешло на конкурсную основу отбора школьных учебников. Объявлен конкурс на учебники по математике, физике, химии, географии, основам информатики и вычислительной техники. К концу этого года конкурс завершится. Будем надеяться, что новые учебники понравятся.

ВОПРОС. Возможен ли переход на пятидневную неделю обучения?

В. ШАДРИКОВ. В настоящее время по действующему учебному плану до 8- го класса нагрузка на школьника составляет по 6 часов ежедневно, а в старших классах - по 7 часов. Причем сегодня активно вводится общественно полезный труд.

В этой ситуации переходить на пятидневную неделю просто невозможно.

ВОПРОС. Мы хотим организовать магазины, в которых бы продавали изделия школьников. Возможно ли это?

В. ШАДРИКОВ. Я думаю, ваше предложение заслуживает внимания, и мы проработаем его с Министерством торговли СССР.

ВОПРОС. Решаются ли вопросы школьного самоуправления?

В. ШАДРИКОВ. Да. Решено, что в состав педагогического совета будут введены председатель пионерской дружины, секретарь комсомольской организации школы и некоторые другие представители ученического коллектива.

ВОПРОС. Должны ли мы за счет занятий участвовать в сельхозработах?

В. ШАДРИКОВ. В отношении участия ребят в сельхозработах существуют четкие инструкции, определяющие возможности вашего привлечения к ним. Школьники должны привлекаться на сельхозработы без ущерба для занятий.

ВОПРОС. Почему распределением путевок в пионерские лагеря ведают взрослые? Мы вполне сможем кого нужно поощрить и распределить.

И. НИКИТИН, секретарь ЦК ВЛКСМ, председатель ЦС ВПО.

Я с вами согласен.

ВОПРОС. Почему мало фильмов о пионерах? Почему мало книг о пионерии, ее истории, ее героях?

Л. ТИМОФЕЕВА, первый заместитель председателя ЦС ВПО.

Принято решение, что детские кинофестивали будут проходить в пионерских лагерях "Артек", "Орленок", "Океан"... Претензии есть, ребята, к писателям и у нас - мало стало хороших пионерских книг. Надеемся, они это услышат.

ВОПРОС. Почему в магазине продаются пионерские значки с браком?

И. НИКИТИН. На это мы не готовы сейчас ответить.

Вот такие вопросы и такие ответы.

И еще один эпизод слета. Обычное, рутинное, так сказать, мероприятие - принятие решения, но и оно прошло не без неожиданностей. Произошло именно то, что, наверное, должно было произойти.

На пионерской линейке, посвященной закрытию слета, после зачтения проекта решения слета делегаты начали бурно скандировать: "Не согласны!.. Не согласны!..".

Начались выступления ребят. Были они различные и воспринимались по- разному. В основном предлагалось внести в проект решения то, что ранее высказывалось. Ребята хотели быть честными до конца. В этот момент они боролись за свою идею, за перестройку в пионерской организации и, может быть, даже за саму пионерскую организацию.

ПЕРВЫЙ СЕКРЕТАРЬ ЦК ВЛКСМ В. МИРОНЕНКО в одном из своих выступлений сказал:

- Мы должны сегодня стать смелее, не бояться повернуть нашу пионерскую организацию лицом к жизни. Есть "охранительная педагогика", как я бы ее назвал. То есть иллюзия того, что можно взять и накрыть нашу молодежь неким колпаком и создать внутри него искусственный микроклимат, не допуская никаких влияний извне. И вот там, в этом замкнутом пространстве, существующем только в нашем сознании, "работать" с молодежью, как с каким-то химически чистым реактивом. Это иллюзия. Так не бывает. Но мы примерно так нередко строили свою работу: защитить, оградить, запретить...

Перестройка нашей работы в том и состоит: не только не пытаться оградить подрастающее поколение от жизни, а, наоборот, втягивать его в жизнь, в труд. Сейчас главная тема у ребят на слете (и я радуюсь этому): "Дайте нам работать! Мы хотим трудиться". И это говорят 12 - 13-летние ребята. А мы их все еще сдерживаем самыми разными инструкциями...

...Закончен слет. Слет, каких еще не было в истории пионерии. Но подводить его итоги рано. Это было событие не только для пионерии, но и для взрослых, получивших хороший урок по основным дисциплинам сегодняшней жизни: демократии, гласности, перестройке. Как воспримут они его?

Смотрите также: