Мир без оружия. Первый шаг

   
   

Подписано первое крупное соглашение в области реального разоружения. Значение его выходит за рамки советско-американских двусторонних отношений и приобретает в современных условиях глобальный характер, ведь ядерные средства двух классов будут ликвидированы с территории 9 государств.

ЧТО ЛИКВИДИРУЕТСЯ

Через три года после вступления в силу подписанного в Вашингтоне Договора должна быть закончена ликвидация не только непосредственно ракет средней дальности, но и их пусковых установок, всего вспомогательного оборудования и вспомогательных сооружений. Эта ликвидация будет проходить в два этапа - первый займет 29 месяцев, второй - 7. Для уничтожения ракет меньшей дальности отведено полтора года.

В класс РСД отнесены все ракеты, радиус действия которых превышает 1000 км, но не превышает 5500 км, к ракетам меньшей дальности - ракеты, дальность которых равна или превышает 500 км, но не превышает 1000 км.

Ликвидации подлежат с советской стороны 826 развернутых и неразвернутых РСД, в том числе 470 развернутых РСД; со стороны США - 689 РСД, в том числе 429 развернутых РСД.

Что касается РМД, то с советской стороны будут ликвидированы 926 развернутых и неразвернутых ракет, со стороны США - 170 таких ракет.

КАК БУДЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ КОНТРОЛЬ

Этому вопросу в Договоре отводится особое место. Предусмотренная система строгих инспекций исключает возможность отступления от взятых на себя сторонами обязательств.

Каждая сторона наделяется правом через 30 дней после ратификации Договора провести инспекции всех ракетных операционных баз и ракетных вспомогательных объектов другой стороны. Исключение составляют лишь заводы по производству ракет. Инспекции по проверке исходных данных завершаются не позднее 90 дней после ратификации Договора и ставят своей целью контроль за количеством ракет, пусковых установок, вспомогательного оборудования и сооружений.

В течение всего трехлетнего периода осуществляются инспекции по подтверждению фактов ликвидации ракетных операционных баз и ракетных вспомогательных объектов.

Специальные положения предусматривают проведение инспекций по подозрению - в Договоре они определены как инспекции на квотной основе. Они проводятся на протяжении 13 лет с момента вступления Договора в силу, т. е. даже после завершения процесса ликвидации обоих классов ракет будут продолжаться ежегодные проверки - в первое трехлетие по 20 инспекций в год для каждой стороны, в следующее пятилетие по 15, и в последнее - по 10 инспекций.

На протяжении такого же периода - 13 лет - на постоянной основе будут осуществляться проверки за непроизводством ракет на заводах-изготовителях. Объектами контроля на постоянной основе являются: в СССР - Боткинский машиностроительный завод (Удмуртия), а в США - завод N 1 "Геркулес" в городе Магна (штат Юта).

Для координации контрольных мер, разрешения возможных взаимных претензий создается советско-американская Специальная комиссия. Как видим, вопросы, связанные с порядком контроля, продуманы самым тщательным образом.

КАК БУДЕТ ЛИКВИДИРОВАТЬСЯ ОРУЖИЕ

В прошлом номере "АиФ" уже затрагивался вопрос о методах ликвидации ракет. Добавим к этому, что США избрали метод выжигания твердого топлива, все остальное будет отправляться под пресс. Советская сторона планирует подрывать ракеты обычной взрывчаткой в связке по 3 - 4 штуки. Кроме способов подрыва и сжигания для согласованного количества РСД предусматривается также метод пуска. Пусковые установки и вспомогательное оборудование ликвидируются путем приведения их в состояние, непригодное для использования в боевых целях. В нашей стране предусмотрены 8 мест ликвидации, в США - 2.

Обе стороны уже обменялись данными об оружии, подлежащем уничтожению (данные на 1 ноября 1987 г.); впоследствии будет осуществляться обмен количественной информацией (этот процесс будет продолжаться в течение 30 дней после вступления Договора в силу и после ратификации), а затем подобная "сверка" должна проводиться каждые полгода. Каждая сторона уведомляет другую о дате ликвидации, после чего тот или иной объект подлежит уничтожению в 60-дневный срок.

* * *

М. С. ГОРБАЧЕВ: Наше движение к безъядерному миру не может ограничиться освоением одного-двух островов под названием РСД-РМД.

Я надеюсь, что мы сразу же пойдем дальше, имея целью сокращение, а затем и ликвидацию стратегического наступательного вооружения, образующего главную и решающую часть ядерного арсенала.

* * *

Р. РЕЙГАН: Благодаря настойчивым усилиям и упорным переговорам мы уже многого достигли, и наши представители на переговорах заслуживают всяческой похвалы. Но мы не можем позволить себе расслабиться. Нам предстоит сделать еще больше, а время и история продолжают свой ход.

Смотрите также: