Демократия и гласность в действии

   
   

Вся наша страна в эти дни живет одним главным событием. Итоги партконференции - это воплощение того, на что мы надеялись и о чем мы спорили задолго до того, как она открылась в Кремле 28 июня 1988 г. Это стало личным событием для каждого из нас, даже тех, кто обычно далек от политики. Наш специальный корреспондент В. СТАРКОВ передает из Кремлевского Дворца съездов.

...Сегодня третий день работы партконференции. И вот необычность ситуации. Когда основной наш читатель получит этот номер, он уже будет знать о том, какие решения приняты. А сегодня, хотя до закрытия конференции осталось немного времени, конкретизировать ее решения невозможно: делегатам предложены альтернативные варианты, и какой они выберут, покажет голосование. Ведь заранее ничего предопределено не было. Делегаты не штампуют предложенные президиумом решения, они их всесторонне обсуждают, критикуют, анализируют, предлагают свои.

Тон этот был задан с первых минут первого заседания. В докладе М. С. Горбачева практически в каждом разделе давался анализ различных точек зрения, а заканчивались разделы примерно такой фразой: "Что ж, товарищи, давайте еще раз посоветуемся и примем решение".

Нечего греха таить, были такие времена: не успеет оратор сойти с трибуны, а уж текст его выступления напечатан в газетах, да и о решениях и резолюциях газетчики почти всегда знали наперед. И вот теперь такая непредсказуемость. Но здесь заложен большой смысл: непредсказуемость эту и может дать только истинно демократический процесс, когда не на словах, а на деле учитывается мнение тех, кто выбран людьми решать их многообразные проблемы, учитывать их многосторонние интересы. Тут недостаточно ума даже десятков владеющих искусством политики людей, тут нужна мысль большого коллектива, который и собрался в эти дни в зале Дворца съездов.

Такая деталь: заряженные на серьезную работу делегаты не спешили каждую идею, высказанную в докладе, сопровождать бурными аплодисментами. Иногда было видно, что то или иное предложение вызывает у них разноречивую реакцию.

Например, в выступлениях академиков Абалкина и Арбатова были высказаны встречные предложения, не совпадающие с теми, что выдвинуты в докладе.

А первый секретарь Кемеровского обкома КПСС В. БАКАТИН сказал: "Поддерживая предложение о том, что больше двух сроков подряд на выборных должностях (кроме секретаря первичной) работать нельзя, считаем при этом, что можно было бы в дополнение к этому разработать процедурный механизм, позволяющий производить перевыборы и не дожидаясь истечения сроков".

Рабочий из Ленинграда В. СМИРНОВ выступил против политической аттестации коммунистов сейчас и предложил отложить ее до XXVIII съезда КПСС.

* Атмосфера демократии, которая царила на конференции, отчетливо проявила себя даже и в так называемых процедурных вопросах. Ну скажите, кто и когда придавал значение таким обычным для любого съезда процедурам, как выборы различных комиссий? Выбирали - и все. Президиуму видней. Сто человек, так сто. И двести тоже хорошо. Кто "за"? Кто "против"? Воздержавшихся нет. Принято единогласно.

Сейчас было по-другому. Вот, например, как прошли выборы комиссии по межнациональным отношениям. Предлагается избрать 59 человек. На трибуну к микрофону бежит делегат из Литвы. Предлагает избрать дополнительно в комиссию представителя от своей республики, затем у микрофона - делегат из Латвии с таким же предложением, затем делегаты из Армении, Таджикистана, Азербайджана... Их предложения конференцией принимаются, комиссия становится более разнообразной по составу, полнокровной, и наверняка ее решения будут более взвешенными.

* В перерыве фойе Дворца съездов напоминает растревоженный улей. Кого тут только нет! Весь интеллектуальный и политический цвет нашего общества. Перерыв для делегатов - это тоже работа. Надо поймать "своего" министра, решить с ним острый, наболевший вопрос, обсудить только что прозвучавшее выступление, дать интервью прессе. Сказать свое слово перед камерой - тоже неплохо, ведь это трибуна, и какая!

Ведь, конечно, всем подавшим записки с просьбой выступить сделать это не удастся: к началу третьего дня конференции записалось 206 ораторов: активность делегатов беспрецедентна.

* И еще одно наблюдение. Если выступление того или иного делегата отличалось общими местами, было построено на самоотчете, если делегат не смог подняться над сиюминутной проблемой и предлагал какие-то мелкие решения, зал реагировал однозначно: заглушал эту речь аплодисментами. Некоторые ораторы, не сумевшие переориентироваться, уходили с трибуны обескураженные. Эти "мундирные", покрытые ведомственным глянцем "доклады" читатель без труда найдет в газетах. Интересно, что телевидение, оберегая, видимо, самолюбие этих горе-ораторов, давало их выступления в дикторском изложении.

* Серьезная дискуссия развернулась на конференции и по вопросу о печати. Этой темы так или иначе касалось большинство делегатов. (Телезрители были свидетелями острого диалога, который произошел между М. А. Ульяновым и М. С. Горбачевым.)

Чувствовалось, что у делегатов накопилось немало претензий к средствам массовой информации. Претензии эти были четко обоснованными, но иногда казалось, что гласность не всем по нутру. Представляется, что ответ на этот вопрос четко сформулирован в докладе М. С. Горбачева. Там говорится: "Гласность предполагает плюрализм мнений по любым вопросам внутренней и международной политики, свободное сопоставление различных точек зрения, дискуссии. И только при таком подходе она может выполнять свою общественную роль, служить интересам народа, социализма.

Но гласность, как и любое проявление демократии, предполагает высокую ответственность. Гласность несовместима с претензией на монополию взглядов, с навязыванием одних догм взамен тех, от которых мы отказываемся, со служением групповым интересам и тем более с искажением фактов и сведением личных счетов".

Заканчивая эти заметки из зала заседаний конференции, хочется отметить, что основные ее материалы опубликованы в печати и будут тщательно проанализированы, в том числе и на страницах "АиФ".

И еще. Накануне партконференции редакция получила множество писем читателей с предложениями, пожеланиями. Письма эти мы частично опубликовали на своих страницах. В основном же мы передали их в те или иные компетентные организации, в том числе и в центральные партийные органы.

Мы надеемся, что в решениях XIX партийной конференции читатели "АиФ" найдут ответы на свои вопросы, увидят воплощенными те свои идеи, которые представляют наиболее важный общественный интерес.

Смотрите также: