В Персидском заливе находится 30 кораблей ВМФ США. Не рой другому яму...

   
   

"Пусть чума падет на их головы" - так заявил президент Р. Рейган в сентябре 1983 г. после инцидента с южнокорейским самолетом, имея в виду наши с вами головы.

Напомним, что тогда речь шла о самолете, углубившемся ночью на нашу территорию на несколько сот километров, не отвечавшем на запросы советских наземных служб и выполнявшем, как это теперь доказано, разведывательную миссию. Но это теперь. А тогда американские официальные лица объясняли инцидент "природной агрессивностью русских", за которую их следует наказать. "Те, кто высоко ценит жизнь людей, прилагает серьезные усилия, чтобы сохранить и защитить ее. Необходимо, чтобы мы, как цивилизованное общество, глубоко задумались о характере обществ, для которых подобных принципов не существует", - заявил президент Р. Рейган.

Тогда американский президент охарактеризовал этот инцидент как "преднамеренное убийство 269 ни в чем не повинных людей пассажирского лайнера".

Какие потоки "слез" пролили в эфире разные "голоса", стенания и шум длились многие и многие месяцы, если не годы.

И вот спустя 5 лет... Американский крейсер "Винсеннес" сбил над международными водами Персидского залива иранский аэробус, на борту которого находилось 298 человек, приняв его, как утверждают американские официальные лица, за иранский истребитель F- 14.

Как отреагировал президент Рейган на этот раз? Он заявил, что самолет сбит "...в рамках надлежащих оборонительных мер... Курс иранского гражданского авиалайнера был таковым, что он непосредственно направлялся к кораблю "Винсеннес". ...Когда самолет не ответил на неоднократные предупреждения, "Винсеннес" последовал действующим приказам и широко известным процедурам, открыв огонь, чтобы защититься от возможного нападения".

Такова официальная точка зрения правительства США. Но вот что говорят об этой трагедии в Иране. "Широкофюзеляжный аэробус, - заявил представитель Организации гражданской авиации Ирана, - можно было видеть даже невооруженным глазом на той высоте, на которой он летел. F-14 имеет особую форму и не сравним с аэробусом с точки зрения маневренности. Мы не можем согласиться с тем, что эти два самолета хоть как-то похожи друг на друга".

Извиняясь за уничтожение 298 пассажиров и членов экипажа иранского самолета перед иранским народом и мировым сообществом, президент Рейган заявил: "Единственный интерес США в Персидском заливе - мир, и данная трагедия только подчеркивает необходимость добиваться достижения этой цели как можно скорее". Однако американские средства массовой информации расценивают происшедшее иначе. "Агрессивная военная стратегия, инициатором которой выступил бывший министр ВМС США Леман, - писала газета "Вашингтон пост", - создала положение, при котором не только значительно возросла возможность серьезных столкновений в международных водах, но и увеличился риск того, что подобные столкновения могут вызвать эскалацию и перерасти в ядерный конфликт". В последних передачах "Голос Америки" сообщил, что Пентагон считает инцидент исчерпанным.

Если следовать логике Вашингтона образца 1983 г., то сейчас и мы должны были бы развернуть шумную антиамериканскую кампанию.

Но не лучше ли в таких трагичных, порой взрывоопасных случаях проявлять взаимную сдержанность, а не стремиться снять пропагандистский навар, как это пытались сделать США в 1983 году?

Д. МАКАРОВ

***

"Пилоты-ветераны ВМС США выступили против утверждений министерства обороны о том, что иранский истребитель F-14 может представить настолько серьезную угрозу для американских боевых кораблей, что можно оправдать действия командира крейсера, отдавшего приказ открыть по самолету огонь на большом расстоянии, как это произошло 3 июля над Персидским заливом. Один бывший пилот F-14 сказал, что ни вооружение этого самолета, ни его летные данные не представляют угрозы 9.600-тонному кораблю типа "Винсеннес", особенно на расстоянии 9 миль, на котором ракеты "воздух-воздух" и 20-мм пушка, находящиеся на вооружении F-14, не могут нанести удар".

Газета "Вашингтон пост"

***

"Авиадиспетчеры стран Персидского залива обвиняют ВМС США в том, что они игнорируют сигналы диспетчерских служб, которые могут помочь американцам отличить врага от друга. Диспетчеры обвиняют американцев также в опасном вмешательстве в воздушное сообщение над заливом. "Винсеннес" в прошлом месяце приказал пассажирскому "Боингу-747" изменить курс, что, по словам диспетчеров, могло привести к столкновению с другим авиалайнером".

Си-би-эс

Смотрите также: