М. Якеш: "Любое другое решение, которое не предусматривало бы помощи со стороны СССР, не привело бы к спасению социализма в ЧССР". Чехословакия. Август 1968 года

   
   

21 августа 1968 г. - дата ввода войск СССР и четырех его союзников по Варшавскому Договору в Чехословакию. С тех пор прошло 20 лет. Как можно оценить известные события 1968 г. в ЧССР с позиций сегодняшнего дня? С этим вопросом мы обратились к заместителю директора Института экономики мировой социалистической системы АН СССР доктору исторических наук Л. С. ЯГОДОВСКОМУ.

ТО, ЧТО ПРОИЗОШЛО тогда в Чехословакии и вокруг нее, привлекает сегодня внимание не только и даже не столько потому, что с тех пор минуло ровно 20 лет, сколько вследствие того значения, которое имеют эти события с точки зрения понимания современных общественных процессов, разворачивающихся в ЧССР и в социалистическом мире в целом.

После того как в феврале 1948 года в результате острого столкновения сил революции и буржуазной реставрации в Чехословакии было образовано правительство коммунистов, страна, опираясь на относительно высокий исходный уровень социально-экономического развития, начала довольно быстрый переход к социализму. В конце 40-х - начале 50-х годов были осуществлены исторические по значению преобразования, однако, как отмечали позднее руководители ЧССР, проявилось тогда и "нетерпеливое стремление ускорить общественное развитие в разных областях". При этом, как и в ряде других стран народной Демократии, как сказал М. Якеш, "были допущены серьезные ошибки, причиной которых явился культ личности, грубые нарушения социалистической законности, ленинских норм партийной жизни и управления государством.

В дальнейшем в ЧССР динамично разливалась промышленность, было осуществлено кооперирование сельского хозяйства, существенно вырос жизненный уровень трудящихся. КПЧ на общегосударственной конференции в июле 1960 года провозгласила победу социализма.

Исправлялись недостатки и ошибки начального периода, однако делалось это не всегда последовательно. Продолжалось укрепление жестко централизованной административно-командной системы управления, ориентированной в экономике на преимущественно экстенсивное развитие. В 60-е годы, как указывалось позднее на XIV съезде КПЧ (1971 г.), в руководстве партии "начало проявляться головокружение от успехов, которое стало одной из причин нарастания субъективизма и волюнтаризма в определении политических и экономических целей и в их реализации на практике... Все более заметное расхождение между словами и делами отчетливо проявлялось в нереальности концепций в экономической области, что привело к провалу третьего пятилетнего плана (на 1961 -1965 гг. - Л. Я.) и застою... экономики".

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ РЕФОРМА 1965 г.

Таким образом, результаты, с которыми ЧССР вступила во вторую половину 60-х годов, были далеко не однозначными. С одной стороны, за два десятилетия чехословацкий, народ самоотверженным трудом добился бесспорных успехов в развитии промышленности и сельского хозяйства, социальной сферы, культуры. С другой - накопился ряд проблем, связанных главным образом с недостаточной эффективностью функционирования народного хозяйства, слабым использованием возможностей и преимуществ социалистической демократии, серьезными пробелами в идеологической работе КПЧ. В стране все больше созревало понимание необходимости всестороннего обновления.

Важным шагом в этом направлении должно было стать принятие на январском (1965 г.) Пленуме ЦК КПЧ принципов хозяйственной реформы. Этими решениями предусматривалось повышение роли пятилетнего плана как концепции развития экономики при значительном сокращении числа обязательных показателей, "спускаемых" предприятиям, и преимущественном использовании различных нормативов и лимитов. Предприятия наделялись правом самостоятельного составления своих планов и должны были работать на принципах полного хозрасчета и самофинансирования.

В качестве органов самоуправления предписывалось избрание производственных комитетов с довольно широкими полномочиями. Главной формой организации материально-технического обеспечения становилась оптовая торговля на основе прямых связей между поставщиками и заказчиками.

Уже этот неполный перечень позволяет убедиться, что главные черты хозяйственного механизма, введение которого предусматривалось во второй половине 60-х годов, по сути дела совпадают с основными принципами сегодняшних преобразований в данной области в ЧССР, равно как и с концепцией экономических реформ, осуществляемых в настоящее время в Советском Союзе и ряде других социалистических стран.

СТОРОННИКИ И ПРОТИВНИКИ РЕФОРМ

Следует, однако, отметить, что упомянутые решения претворялись в жизнь в Чехословакии с немалыми трудностями. Вокруг реформы разгорелись острые дискуссии, ее проведение тормозилось консервативными силами в партийном и государственном аппарате. Становилось все яснее, что дело не пойдет без перестройки форм и методов работы партии, без демократизации общества, утверждения гласности, без придания социализму подлинно гуманистических черт.

Столкновение сторонников и противников реформ было противоборством ленинской творческой и догматической бюрократической концепций социализма.

В известном документе "Уроки кризисного развития..." (декабрь 1970 г.) отмечалось, что в те дни решающее большинство партии искренне стремилось к решению возникших проблем. Ситуация осложнялась тем, что силы торможения пользовались мощной поддержкой в высшем политическом руководстве, в том числе и со стороны тогдашнего первого секретаря ЦК КПЧ, президента республики А. Новотного. Сложившейся обстановкой пытались воспользоваться враждебные социализму круги внутри страны, которые к тому же активно подстрекались империалистическими силами с Запада. В Чехословакии назревал острый общественно-политический кризис.

Внешний фон событий был также весьма многоплановым. Запад, как уже упоминалось, всячески стремился содействовать дестабилизации обстановки в ЧССР. Что касается мира социализма, то с одной стороны, в это же самое время там делались попытки проведения во многом аналогичных экономических и социальных реформ, что прежде всего относится к соседней с Чехословакией Венгрии, а с другой - усиливались явления застойного характера. Последнее относится прежде всего к СССР, где укрепляло позиции новое руководство во главе с Л. И. Брежневым. Надо прямо сказать, что оно в конечном счете больше симпатизировало силам торможения в ЧССР, чем сторонникам обновления.

ЛОЗУНГИ И ИХ РЕАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

В течение 1967 года на ряде пленумов ЦК КПЧ анализировалось сложившееся положение и вызвавшие его причины, подвергалась серьезной критике обстановка в партии. Большое значение имел пленум, состоявшийся в январе 1968 года. Его решения отразили насущную необходимость преодолеть назревший кризис, устранить препятствия на пути глубоких преобразований. Были поставлены задачи по восстановлению и упрочению единства КПЧ, укреплению ее руководящей роли в обществе и соблюдению в ней ленинских норм партийной жизни, снятию накопившихся проблем в народном хозяйстве и последовательному осуществлению экономической реформы. А. Новотный был освобожден от должности первого секретаря, и вместо него был избран А. Дубчек. (В марте А. Новотного на посту президента сменил Л. Свобода).

Январь 1968 года, а также принятая в апреле конкретная программа действий открывали путь для нормализации обстановки, объединения передовых сил на платформе обновления. Однако использовать такую возможность так и не удалось. Одна из главных причин этого, на мой взгляд, в том, что несмотря на перестановки в руководстве, не было обеспечено единство действий в Президиуме КПЧ, да и в партии в целом. Пользуясь моментом, еще больше активизировались антисоциалистические элементы.

Своеобразие ситуации состояло еще в том, что лозунги этих сил нередко перекликались с лозунгами приверженцев подлинно социалистического обновления, хотя те и другие вкладывали в них принципиально разное содержание. Но разобраться в существе дела, отделить зерна от плевел в условиях нараставшего накала политической борьбы было непросто, а возможно, не всегда было и желание разобраться. Складывается впечатление, что противники курса на "социализм с человеческим лицом" порой сознательно пользовались этим обстоятельством. Положение в стране все больше выходило из-под контроля.

Разумеется, оценка того, насколько реальная угроза для социализма сложилась в ЧССР к середине 1968 года, является делом чехословацких коммунистов. В настоящее время руководство КПЧ сохраняет в этом вопросе позицию, сформулированную в уже упоминавшемся документе об уроках кризисного развития. Согласно этой оценке "деятельность партии была парализована, а государственный строй в Чехословакии оказался на грани разложения", из чего был сделан вывод, что "любое другое решение, которое не предусматривало бы оказания внешней непосредственной помощи со стороны СССР и других... союзников... не имело бы никаких шансов на успех, так как оно не привело бы к спасению социализма в ЧССР".

"ДОКТРИНА БРЕЖНЕВА"?

21 августа 1968 года СССР, Болгария, Венгрия, ГДР и Польша ввели в Чехословакию свои войска. Политическая борьба еще продолжалась, и решающий поворот произошел в апреле 1969 года. Пленум ЦК КПЧ освободил А. Дубчека от должности первого секретаря и избрал на этот пост Г. Гусака, произвел другие изменения в составе Президиума и Секретариата ЦК. Спустя месяц, на очередном пленуме был одобрен комплекс мер по преодолению последствий кризиса, известный как "Программа консолидации". Экономические реформы в ЧССР были по сути дела свернуты.

Западная пропаганда и тогда, и позднее много писала о том, что акция, предпринятая СССР и четырьмя его союзниками по Варшавскому Договору, связана с т. н. концепцией ограниченного суверенитета социалистических государств, получившей название "доктрины Брежнева". Думаю, что разговоры о подобной доктрине с самого начала были вымыслом, однако надо сказать, что, по-видимому, повод для них в известной мере давали некоторые не совсем четкие высказывания, в том числе и Л. И. Брежнева, прозвучавшие в конце 60-х годов.

Сегодня же, в свете новых подходов КПСС, всех братских партий к развитию взаимоотношений между странами социализма, вопрос о каких-либо доктринах такого рода вообще лишен всякого смысла. Достаточно напомнить заявления М. С. Горбачева, согласно которым КПСС исходит из того, что правящая партия в каждой социалистической стране полностью самостоятельна в своих действиях и отвечает за них только перед собственным народом, что не исключает, разумеется, важности для нее самой добровольного учета общих интересов содружества, уважительного отношения к друзьям и союзникам.

Ни одна партия не обладает монополией на истину, и никто не располагает правом претендовать на особое положение в социалистическом мире. В марте 1988 года, во время визита М. С. Горбачева в Югославию эти положения были дополнены тезисом о недопустимости вмешательства во внутренние дела под каким бы то ни было предлогом. Представляется принципиально важным, что подобный подход, разделяемый всеми братскими партиями, в том числе и КПЧ, провозглашается сегодня КПСС - наиболее влиятельной из них, провозглашается в самой крупной, политически и экономически самой мощной социалистической стране - Советском Союзе. Это уже не нечетко сформулированные высказывания, как у Брежнева, а если хотите, подлинная доктрина, которую западная пресса почему-то не спешит объявить "доктриной Горбачева", продолжая назойливо мусолить пресловутую "доктрину Брежнева".

Возвращаясь к чехословацким событиям двадцатилетней давности, следует подчеркнуть, что цели, выдвинутые в январе 1968 года и в апрельской программе, во многом идентичны задачам сегодняшней перестройки в ЧССР. Это относится к стремлению разрешить накопившиеся проблемы, к демократизации общественной и партийной жизни, экономической самостоятельности и т. д. Как заявил в апреле с. г. член Президиума, секретарь ЦК КПЧ Я. Фойтик, "мы не замалчиваем тот факт, что источником трудностей, которые в 60-е годы постепенно переросли в кризисную ситуацию, были методы управления и действия, которые деформировали социализм и корни которых затронула только сегодняшняя перестройка".

Смотрите также: